Ўзбекистон овози газетаси
  Ўзб  O'zb
 

В последнем номере



Самое читаемое



Актуальные темы



Архив

«    Dekabr 2017    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
29.12.2017

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕСТНОЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ И ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН

Елизавета КУТЫБАЕВА, рофессор Каракалпакского государственного университета имени Бердаха:

— Как известно, 22 декабря нынешнего года Президент Республики Узбекистан, воспользовавшись своим конституционным правом, впервые обратился с Посланием к парламенту страны — Олий Мажлису. В Послании глава государства отметил, что «необходимость эффективного решения имеющихся в настоящее время в жизни общества проблем, последовательного продолжения широкомасштабных реформ требует соз­дания совершенно новой системы в сфере государственного управления».

В выполнении этой задачи в качестве руководства к действию для нас должна служить Концепция административной реформы в Республике Узбекистан. В ней определены шесть основных направлений коренного реформирования системы государственного управления.

Четвертое направление предусматривает совершенствование механизмов вертикальной системы управления и взаимодействия органов исполнительной власти. В числе определенных здесь мер — обеспечение практической реализации принципа разделения властей при организации системы государственной власти на местах посредством пересмотра статуса хокима в качестве главы органа местной представительной власти с сох­ранением за ним статуса главы исполнительной власти на местах.

Президент нашей страны в своем Послании также особо остановился на этом вопросе. «…Надо признать, — отметил глава государства, — что практика, когда хоким является одновременно руководителем и местного Кенгаша, и исполнительного органа, не соответствует демократическим принципам. Известно, что хокимы представляют отчет местным Кенгашам по важным и актуальным вопросам развития территорий. А Кенгаши, в свою очередь, принимают соответствующее решение. Наверное, стоит задаться вопросом: можно ли считать нормальным такой порядок вещей, когда в результате хоким сам дает оценку своей деятельности? Сегодня сама жизнь доказывает, что подобная система отрицательно влияет на деятельность как хокимов, так и мест­ных Кенгашей».

Как известно, статья 11 Основного Закона закрепляет принцип разделения властей. Этот принцип является одним из основных признаков правового государства и предусматривает наличие трех ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной. Но если на республиканском уровне этот принцип реализуется в полном объеме, функционируют органы, реализующие эти ветви власти, то на местном уровне представительные органы не обладают полномочиями по принятию законов.

На сегодняшний день, сог­ласно статье 102 Конституции Республики Узбекистан, хокимы возглавляют на местах исполнительную и представительную власть. Вместе с тем, они не вправе осуществлять функции представительной власти, а только выполняют задачи по организации деятельности местных представительных органов (созыв и ведение сессий, координация деятельности постоянных комиссий и депутатов в период между сессиями и др.). А в остальном они участвуют в принятии решений местных Кенгашей народных депутатов, имея один голос наравне с остальными депутатами. Поэтому вопрос о необходимости пересмотра статуса хокима давно назрел и требует конкретного решения.

Среди важных задач, обоз­наченных Президентом страны, следует отметить соз­дание условий для осущест­вления общественного контроля граждан через своих представителей над деятельностью хокимов по развитию территорий, исполнению местного бюджета, решению коммунальных вопросов. Поэтому введение в нашей стране порядка избрания хокимов позволит более полно обеспечить принцип народовластия и тем самым — участие граждан в управлении государственными и общественными делами.

Как известно, еще Аристотель в своих работах упоминал о важности контроля народа за должностными лицами и правителями государства, считая, что от этого зависит политическая стабильность и процветание государства.

Осуществление общественного контроля будет способствовать в полной мере обеспечению прав, свобод и законных интересов граждан, противодействию коррупции, обеспечению законности в деятельности государственных органов.

Ибо, как отметил Президент страны в Послании к Олий Мажлису: «В сегодняшних реалиях именно отчетность, открытость и ответственность должностных лиц перед обществом являются важным условием эффективного функционирования государственного аппарата».


Мнения и предложения

Защита от автоматических сообщений

Последние новости: