Ўзбекистон овози газетаси
  Ўзб  O'zb
 

В последнем номере



Самое читаемое



Актуальные темы



Архив

«    Avgust 2018    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
22.06.2018

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ И ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ

На состоявшемся 12 июля прошлого года видеоселекторном совещании с представителями палат Олий Мажлиса, политических партий и Экологического движения Узбекистана Президент страны Шавкат Мирзиёев особо отмечал, что любая политическая партия может считаться политической силой только тогда, когда идет в ногу со временем, способна соответствовать жестким требованиям современности. В свою очередь, это подразумевает наличие у партий четкой позиции по отношению к событиям, происходящим в нашей стране и мире, расширение их практического участия в проводимых реформах.

С учетом динамики нынешнего этапа реформ позиция партий по отношению к актуальным событиям должна оперативно вырабатываться и так же оперативно доводиться до населения. Кто же является носителем и непосредственным проводником этой позиции в партиях?

В первую очередь, эти функции ложатся на избранных от партий депутатов Законодательной палаты Олий Мажлиса и мес­тных Кенгашей народных депутатов. Именно депутатские объединения – парламентские фракции партий и их партийные группы на местах законодательно наделены необходимыми полномочиями для практического прод­вижения в соответствующих представительных органах влас­ти программных целей партий и отстаивания интересов их пос­тоянного электората.

С этой точки зрения не будет ошибкой назвать избранных от партии депутатов Законодательной палаты и местных Кенгашей партийными политиками. И, следовательно, гражданская и политическая позиция должна у них присутствовать всегда. В ее проявлении условно можно выделить два этапа.

Первый этап – подготовка и предварительное рассмотрение проектов законов, решений Кенгашей народных депутатов вплоть до выражения твердой позиции в процессе принятия решений соответствующих органов власти. На этом этапе позиция депутата, согласованная с предварительно выработанной позицией фракции, партийной группы, претерпевает изменения, как правило, только в сторону уточнения, корректировки отдельных деталей, но не отступает от принципиальных положений, определяемых программными приоритетами партии и интересами ее электората.

Но поскольку разные партийные фракции подходят к одному и тому же вопросу, исходя из своих программных приоритетов, то и позиции фракций, партийных групп при обсуждении этого вопроса будут различны, что создает естественную основу для межпартийной состязательности на этапе обсуждения законопроектов.

Второй этап наступает после принятия закона и вступления его в силу, а также после принятия и вступления в силу решения сессии Кенгаша народных депутатов. Здесь определяющим позицию принципом является принцип верховенства закона. Принятый документ обязателен для всех – и для тех, кто при его принятии голосовал «за», и для тех, кто настаивал на принятии иной редакции всего документа или отдельных его норм.

Следовательно, на данном этапе у всех депутатов позиция должна совпадать с принятым законом или решением сессии Кенгаша народных депутатов. И у каждого депутата возникает прямая обязанность доводить этот документ до населения, разъяснять его нормы и положения, формировать у своих избирателей законопослушное поведение.

Значит ли это, что с принятием закона заканчивается межпартийная состязательность?

Да, если большинству удалось в конечном счете не подавить волю меньшинства своим единодушным голосованием, а в процессе межпартийной полемики на заседаниях палаты найти разумный компромисс.

Нет, если меньшинство и после голосования осталось при своем мнении.

Как же в этом случае поступать меньшинству? Ведь выступать против действующего закона нельзя, нужно его исполнять. Здесь тактика может быть построена на использовании механизмов парламентского контроля.

В соответствии с дополнениями и уточнениями, внесенными в Закон Республики Узбекистан «О парламентском контроле» 18 апреля 2018 года (статья 17, часть 3), депутаты Законодательной палаты участвуют в осуществлении такой формы парламентского контроля, как изучение исполнения законодательных актов, правоприменительной практики.

При этом, в соответствии со статьей 21 этого же закона (абзац 8), субъекты парламентского контроля (в данном случае депутаты Законодательной палаты) могут инициировать разработку проекта нового акта законодательства или пересмотр действующих актов законодательства. То есть, если парламентский контроль выявит, что закон не работает должным образом из-за недостатков в самом законе, то это дает основания меньшинству для критики голосовавшего за неработающий закон большинства и инициирования принятия новой, более действенной редакции данного закона.

С чего же начинается формирование позиции депутатов и кто в этом процессе, кроме самих депутатов, участвует?

Вы можете сказать – с изучения депутатами приоритетов партийной программы. Я бы сформулировал этот тезис нес­колько в ином ракурсе.

Формирование приоритетов партийной программы является завершающим этапом определения позиции партии в целом и партийных политиков в частности. Политиков, которыми в первую очередь являются избранные от партии депутаты законодательно-представительной ветви государственной власти. А исходным пунктом этого процесса всегда является последовательное, систематическое изучение интересов электората партии, то есть тех слоев населения, защиту прав и интересов которых партия считает своим главным политическим приоритетом. Для Народно-демократической партии Узбекистана это – социально уязвимые слои населения.

Кто и с помощью каких средств изучает эти интересы?

Прежде всего это члены партии, которые и сами по себе, и будучи объединенными в первичные организации, являются субъектами общественного контроля. А его объектом, как определено в недавно принятом Законе Республики Узбекистан «Об общественном контроле» (статья 4), является «деятельность государственных органов и их должностных лиц по учету общественных интересов, общественного мнения в принимаемых нормативно-правовых актах, решениях, а также в государственных, отраслевых и территориальных программах развития; обеспечению исполнения требований законодательства в сфере защиты прав и законных интересов граждан, юридических лиц, интересов общества; выполнению возложенных на них задач и функций, затрагивающих социальные и общественные интересы; оказанию государственных услуг».         

Формы и методы изучения также просты. Постановление Президента Республики Узбекис­тан «О первоочередных мерах по обеспечению ускоренного социально-экономического развития регионов» от 8 августа 2017 года предусматривает выявление на основе подворного обхода и встреч с населением актуальных проблем на самом низовом уровне, то есть в махаллях, принятие конкретных мер по их устранению непосредственно на месте, подготовку и внесение предложений для включения в программу по территориальному социально-экономическому развитию района (города) и одновременно – в партийную программу.

Но, как показало недавно проведенное НИМФОГО исследование, участие партийных организаций всех партий (НДП Узбекис­тана – не исключение) на этом низовом уровне носит единичный характер.

Следующие два уровня изучения базовых интересов и жизненных потребностей электората партий и волнующих его проб­лем – это организация соответствующей работы в своих избирательных округах членов партийных групп в районных и городских Кенгашах народных депутатов и партийных групп в областных и Ташкентском городском Кенгашах, то есть уже в региональном масштабе.

Проводимый НИМФОГО мониторинг указывает на некоторую активизацию работы в этом направлении в 2017–2018 гг. Однако хроническим недостатком этой работы на протяжении всего периода после выборов 2014 года является то, что она не выявляет проблем системного характера, требующих принятия соответствующих государственных решений.

Наконец, уже на уровне фракции и центральных органов партии все изученные проблемы, сформированные по ним задачи, полученные мнения и интересы электората трансформируются, во-первых, в законодательные предложения и инициирование парламентских слушаний, а во-вторых, в политические принципы и программные приоритеты.

Для того, чтобы эта работа была проведена качественно и четко, необходимо преодолеть отмеченные выше недостатки в соответствующей деятельности первичных и территориальных организаций партии и партийных групп. Тогда и только тогда программные цели партии приобретут предметный и практически реализуемый характер и станут для всех организаций партии и партийных политиков – депутатов – прочным фундаментом для формирования своей отчетливой позиции по любому злободневному вопросу. Процесс вроде бы длительный, но когда он доведен до логического завершения, определить позицию можно быстро.

Но только ли оперативность должна быть определяющим признаком нашей позиции?

Нет. Логика практического осуществления Стратегии действий предопределяет не только поддержку партией, ее выборными органами и партийными политиками реформ и принимаемых в их русле государственных решений, отвечающих интересам электората и политическим приоритетам партии. Высшим уровнем политического самосознания, гражданской и политической позиции является сопричастность к осуществляемым реформам и эффективное практическое участие в выполнении соответствующих приоритетных задач.

Чтобы политическая позиция партии по актуальным событиям в мире и стране и ее сопричастность к осуществляемым реформам трансформировались в активную гражданскую позицию электората партии и в поддержку партийных кандидатов избирателями на очередных выборах, необходимо, чтобы избиратели увидели, что политические приоритеты партийной программы не только четко отражают базовые интересы и жизненные пот­ребности электората партии, но и подкрепляются соответствующими практическими действиями партийных организаций и депутатских объединений.

Только тогда диалог с народом, осуществляемый избранными от партии депутатами, а также партийными организациями всех уровней, будет иметь своим результатом не только доведение до населения позиции партии по тем или иным вопросам и решение сиюминутных час­тных задач, поднимаемых избирателями на встречах с депутатами, но и, самое главное, – рост политической культуры и общес­твенной активности людей, повышение уровня их политического и гражданского участия в реализации приоритетных задач развития страны и повышения благосостояния народа.

 

Михаил ЕЛЬШОВ,

главный специалист НИМФОГО.



DB query error.
Please try later.