Ўзбекистон овози газетаси
  Ўзб  O'zb
 
18.05.2018

ПРОЕКТ ЗАКОНА «О ПРАВАХ ЛИЦ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ»

широко обсуждается общественностью

Что беспокоит лиц с инвалидностью? С какими преградами они встречаются на пути к достойной жизни, учебе, работе?

Чтобы закон был тщательно подготовленным, совершенным, чтобы он эффективно работал, требуется найти ответы на подобные вопросы.

 

Эргаш НОРПУЛАТОВ, заместитель председателя Общества слепых Узбекистана:

— Мы принимаем участие в различных мероприятиях, «круглых столах», посвященных обсуждению законопроекта, однако представители учреждений, которые отвечают непосредственно за разработку данного законопроекта, не проявляют особой активности в этом деле. Конечно, мы сами можем изложить свои предложения, взгляды, но ведь и у них есть своя точка зрения. Так почему бы ее не высказать? Поэтому мы ожидаем от организаций-партнеров взаимных предложений и замечаний.

У меня есть одно предложение. Чтобы изучать проблемы лиц с инвалидностью и заниматься их решением, необходим координационный совет. Причем такой совет надо организовать не только в столице, но и на местах, по всей республике. Было бы целесообразно, чтобы этот вопрос также нашел свое отражение в законопроекте.

Кроме того, необходимо изыскать возможность увеличения выпуска литературы, изданий для незрячих по системе Брайля или оптимизировать их цены. Так, например, в данное время журнал, издаваемый шрифтом Брайля в Ташкенте, стоит сто тысяч сумов. Пока этот журнал дойдет до Каракалпакстана, его цена возрас­тет до 200 тысяч сумов. То есть требуется, чтобы и этот вопрос был отражен в законе соответствующими нормами, касающимися почтовых услуг.

Теперь рассмотрим вопрос занятости лиц, имеющих I группу инвалидности. Независимо от того, работают ли они в школе, колледже, вузе или другом месте, они нуждаются в помощнике, секретаре. Поэтому очень важно и это отразить в законодательстве.

В законопроекте речь идет также об индивидуальных средствах реабилитации. Согласно практике зарубежных стран, незрячим выдаются средства реабилитации 15-20 видов. К сожалению, в этом направлении у нас много вопросов, ожидающих своего решения. В некоторых школах нет даже специальных приборов для письма шрифтом Брайля или их недостаточно. Не решив эти проблемы, мы не можем сказать, что нас удовлетворяет состояние дел в данной сфере.

В настоящее время изучается зарубежный опыт, международные правовые нормы. Скоро мы представим соответствующим ответственным инстанциям свои дополнительные предложения.

 

Дилноза СУЛТАНОВА, член Общества слепых Узбекистана:

— В статье 12 проекта закона отражен вопрос реабилитации лиц с инвалидностью. Однако, на мой взгляд, недостаточно внимания уделено вопросу их абилитации. То есть не определен порядок услуг, направленных на осуществление комплекса мер по социальному, психологическому или физическому развитию лиц с инвалидностью посредством новых и усиленных методик, а также их социокультурной и социально-бытовой адаптации. Необходимо создать дополнительные условия, чтобы лица с инвалидностью могли проявить свои умственные, профессио­нальные способности.

С этой целью требуется приспособить к их нуждам бытовую технику, средства чтения и письма, звуковые электротехнические приборы. К примеру, есть звуковые микроволновые печи. Почему бы не создать специальные точки для приобретения на льготных условиях подобных специальных средств?

Также в законопроекте обозначены льготы при пользовании городским пассажирским транспортом, железнодорожным и авиатранспортом. Мы думаем, что эту норму необходимо дополнить. То есть нужно предусмотреть дополнения, направленные на то, чтобы человек, сопровождающий лицо с инвалидностью I группы, также пользовался транспортом бесплатно. Для этого необходимо провести переговоры с акционерными компаниями воздушного и железнодорожного сообщений о том, возможно ли с их стороны осуществление бесплатных услуг дополнительному пассажиру. Необходимо найти ответ на этот вопрос. Возможно, следует ввести порядок, когда сопровождающее лицо может пользоваться транспортом на льготной основе.

При выезде на места проводятся диалоги с лицами с инвалидностью. При этом поступают различные предложения. Так, например, высказывается предложение о том, чтобы в законе был определен порядок, согласно которому престарелым людям, нуждающимся в уходе, оказывалась бы материальная помощь в дополнение к пенсии. Известно, что им выделяются средства в различных видах, а вот если они ежемесячно будут получать определенную сумму, то смогут нанимать себе лиц, которые за ними ухаживали бы.

Статьей 34 проекта закона определен порядок использования информационных технологий. То есть в ней речь идет о том, что при использовании информации необходимо пользоваться магнитофонами и лентами. Но в век современных носителей цифровой информации этими старыми средствами уже никто не пользуется. Учитывая это, необходимо данную фразу заменить словами «электронные носители».

В статье 37 законопроекта речь идет о деятельности негосударственных некоммерческих организаций. Однако и здесь льготы не нашли своего конкретного отражения. К примеру, касательно адвокатуры в проекте закона ничего не сказано о том, какое направление этой услуги будет платным, а какое — бесплатным.

 Немало бывает обращений и по коммунальной сфере. Так, при оказании социальных услуг или получении заключения судебно-медицинской экспертизы лица с инвалидностью оплачивают их наравне со всеми. Высказывается также предложение о том, что вместо компенсации на оплату коммунальных услуг лучше предоставлять определенные льготы.

И самое главное. Закон должен быть написан на понятном всем языке. В данном виде законопроекта все абзацы очень длинные. Начинаешь читать один абзац, и пока его закончишь, начало уже забывается. Думаю, если вместо длинных предложений изложить суть короткими, конкретными и весомыми фразами, такой текст будет понятен всем.

 

Голибжон ИШЧАНОВ, лидер первичной организации НДП Узбекистана Общества инвалидов Узбекистана:

— Как известно, общества инвалидов, слепых, глухих ни от кого не получают субсидии, они считаются организациями, находящимися на самообеспечении. Средством материального обеспечения членов общества являются различные предприятия, созданные при соответствующих обществах. Нам бы хотелось, чтобы государство давало заказы на производимую ими продукцию.

Также у нас есть предложения, чтобы в проекте закона был отражен вопрос о выделении конкретного места для офиса или здания обществ. Если в областных центрах мы имеем места, то для районных отделений это сложный вопрос. Многие председатели обществ не имеют своего офиса. Думаю, этот вопрос нашел бы положительное решение, если на местные хокимияты была бы возложена обязанность выделять обществам инвалидов, слепых, глухих соответствующие места в льготном порядке.

В проекте закона ведется речь и о бесплатном обучении лиц с инвалидностью в вузах. Мы все этому очень рады. У лиц с инвалидностью в некоторых случаях возникает потребность в получении второй специальности. Высказываются предложения о том, чтобы в проекте закона нашел отражение вопрос о заочном обучении второй специальности.

Проблемы лиц с инвалидностью делятся на две категории. Например, проблемы, касающиеся обеспечения инвалидными колясками, отсутствия пандусов, оказания медицинских услуг, называются локальными. Еще одна категория — это системные проблемы.

В соответствии с указом Президента в проекте нового закона необходимо отразить эти вопросы. Как известно, если не будет налажена система, нельзя решить локальные проблемы, а значит, нельзя довести эти вопросы до логиче­ского завершения. Поэтому выдвигаются предложения о коренном пересмотре деятельности в данном направлении. Мы думаем, что предложения, высказываемые общественностью, проводимые обсуждения будут служить совершенствованию законопроекта.

 

Зилола УБАЙДУЛЛАЕВА,

корр. «Узбекистон овози».



DB query error.
Please try later.