Ўзбекистон овози газетаси
  Ўзб  O'zb
 

В последнем номере



Самое читаемое



Актуальные темы



Архив

«    Iyul 2020   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
28.02.2020

Наука и образование – факторы развития общества

Cильная и динамичная образовательная политика, с одной стороны, направлена на достижение высокого уровня мировых образовательных стандартов, с другой – учитывает конкретные социально-экономические условия, специфику и духовно-культурные ценности нашего народа. Масштабность и комплексность реформирования сферы образования и науки, расширение и усиление в этом процессе роли государства актуализируют поиски новых подходов к совершенствованию академической составляющей образовательных программ высшей школы.

Как отметил наш Президент в Послании Олий Мажлису: «Мы поставили перед собой цель войти в ряд развитых государств и сможем достичь ее, только проводя ускоренные реформы, опираясь на науку, просвещение и инновации. Для этого нам прежде всего необходимо воспитать кадры новой формации, выступающие инициаторами реформ, обладающие стратегическим видением, глубокими знаниями и высокой квалификацией. Именно поэтому мы начали реформирование всех звеньев образования – от дошкольного до высшего. Наука и просвещение имеют первостепенное значение для повышения интеллектуального и духовного потенциала не только молодежи, но и всего нашего общества».

В Узбекистане на основе зарубежного опыта будут усовершенствованы стандарты высшего образования, пересмотрены его направления и структура изучаемых дисциплин. Вдвое сократится количество дисциплин, не имеющих отношения к приобретаемой специальности. Поэтому все оставшиеся предметы должны быть необходимы для последующих стадий образования и востребованы в дальнейшей профессиональной деятельности. Требуется изменить методы обучения, расширив долю формирующих практические навыки анализа информации, самообучения, повысив роль самостоятельной работы учащейся молодежи.

Думаю, назрела необходимость создания и практического претворения в жизнь концепции единой системы юридического образования, обеспечивающей подготовку высококвалифицированных специалистов, отвечающих потребностям модернизации страны. Она должна быть направлена на обновление содержания и структуры юридического образования с учетом сложившихся традиций, современного отечественного и зарубежного опыта, обеспечение единства теоретического и практического обучения будущих юристов, совершенствование государственно-общественного управления системой юридического образования, повышение его качества.

Следует отметить негибкость и неадаптированность учебных планов и программ к нуждам юридической практики, которые не меняются годами. При этом не принимается во внимание потребность в юридических кадрах по соответствующим сферам их деятельности, не осуществляется на системной основе мониторинг обеспеченности выпускников работой по специальности. Поэтому необходимо создать учебные планы по разным профилям подготовки, включающие набор базовых дисциплин, а также вариативную часть обучения, формирующую такие компетенции студентов, как правоприменительная и правотворческая.

Вместе с тем нуждается в расширении автономия вузов в определении учебных курсов, не входящих в базовый набор. Следует широко применять распространенный в западных странах коммуникативный метод обучения, внедрять кредитно-модульную систему, используемую при подготовке юридических кадров за рубежом. Как известно, в вузах сосредоточена основная часть научного потенциала страны. Правовая наука должна способствовать совершенствованию правовой системы и юридической практики.

 В числе приоритетов совершенствования высшего юридического образования – качество воспитательной работы, осознание будущими юристами социальной значимости профессии, формирование у них уважительного отношения к праву и закону. Ведь нашей стране нужны юристы, понимающие и умеющие претворять в жизнь принцип приоритета общечеловеческих ценностей, а также приверженные идеям правового государства, готовые смело и решительно бороться за справедливость, законность и правопорядок в стране. Они должны быть безупречными и в нравственном отношении. Только такие специалисты, необходимые на определяющем этапе развития нашей страны, могут быть конкурентоспособными и востребованными на рынке труда.

Международное сотрудничество вузов может внести большой вклад в развитие образовательной и научно-исследовательской деятельности, реализацию программ академических обменов, а также иных парт­нерских программ.

В этом направлении идет активный поиск и разработка новых моделей.  Следует отметить, что за последние годы в Узбекистане наблюдается тенденция роста академической мобильности студентов и преподавателей вузов. Например, в течение последних лет за рубежом проходили стажировку и практику большое количество студентов, магистрантов из Узбекистана, возросло количество участников обменных программ, а также расширилась география этих командировок. Это сотрудничество может развиваться по направлениям привлечения зарубежных профессоров, интернационализации научных исследований и образовательных программ, привлечения молодых зарубежных специалистов, совместной работы по проблемам международного характера.

Тем самым будет последовательно продолжена и выведена на новый, современный уровень работа по развитию сферы науки и просвещения, воспитания нашей молодежи личностями, обладающими глубокими знаниями, высокой культурой и духовностью. Вместе с тем указанные меры по развитию международного взаимодействия будут способствовать укреплению рейтинга вузов Узбекистана в мировом образовательном пространстве.

Омон МУХАМЕДЖАНОВ,

доктор юридических наук, профессор Ташкентского государственного юридического университета.


Мнения и предложения

Защита от автоматических сообщений

Последние новости: