Ўзбекистон овози газетаси
  Ўзб  O'zb
 
09.11.2018

ПУТЬ В ЭТНОГРАФИИ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ

Узбекская земля всегда была богата талантливыми людьми. И один из них — заслуженный деятель науки Узбекистана, отличник народного просвещения Иса Мурадович Джаббаров — авторитетный ученый и наставник. Он — создатель школы узбекской этнографии, доктор философ­ских наук, профессор. Его научные исследования в области истории, этнографии и религиоведения получили широкое научное и общественное признание.

Иса Джаббаров внес значительный вклад в разработку важнейших этносоциальных проблем по быту, образу жизни, духовной культуре, нравственности, обычаям и традициям, религиозным верованиям и истории народов Узбекистана и Средней Азии. Его перу принадлежат более трехсот научных, научно-методических, научно-популярных работ, в том числе более 40 монографий, учебников, учебных пособий и брошюр. Труды И.Джаббарова изданы в Москве, Санкт-Петербурге, Алматы, Нью-Йорке, Ланчжоу.

Главная значимость его трудов состоит в том, что они обогатили духовную жизнь узбекского народа и способствовали возвышению его национального достоинства, формированию нового политического мировоззрения, связанного с обретением Узбекистаном государственной независимости.

Недавно талантливый ученый скончался. Представляем вашему вниманию последнее интервью, которое он нашему внештатному корреспонденту дал буквально за несколько дней до кончины.

— Иса Мурадович, вас называют соз­дателем школы узбекской этнографии. Не могли бы вы подробнее рассказать о науке этнографии?

Этнография изучает народы-этносы и другие этнические образования, их происхождение (этногенез), состав, расселение, культурно-бытовые особенности, а также материальную и духовную культуру, в том числе традиции, обычаи, бытовой уклад, хозяйственную жизнь и т.д. Основная задача этнографов — исследование вопросов, связанных с образованием этносов, их расселением, внутренними и внешними особенностями, региональными и глобальными взаимосвязями.

Важнейшим понятием современной этнографии является понятие этничности как совокупности языковых, культурных и других признаков, отделяющих один социум от другого. Основным методом этнографии являются непосредственные наблюдения быта и нравов народа с последующим их анализом. Используются такие методы, как наблюдение, опрос, анкетирование, интервью. Этнография тесно связана с такими научными дисциплинами, как философия, социология, психология. Вся моя деятельность как этнографа связана с Узбекистаном.

Что повлияло на ваш выбор профессии этнографа?

— В первую очередь книга Элиза ­Реклю «Земля и люди». Она настолько захватила меня, что я твердо решил посвятить себя изучению народов, их обычаев, традиций, узнать, как зарождались нации.

— Расскажите об основных этапах вашего становления и деятельности как ученого.

Я родился в рабочей семье в туркменском городе Ташауз. Свою трудовую деятельность начал в годы войны в возрасте 14 лет мастером-сапожником. В 1944—1946 годах обучался в Ташаузском государственном учительском институте. После его окончания остался там преподавать. В 1951 году окончил исторический факультет МГУ имени М.В.Ломоносова по специальности «Этнография», затем — аспирантуру Института этнографии им. Н.Н.Миклухо-Маклая Российской академии наук.

Защитил кандидатскую, а позже и докторскую диссертации. Работал в Институте истории и археологии Академии наук Узбекистана, потом на кафедре философии ТашГУ (ныне — НУУ), на кафедре «История древнего мира и средних веков» исторического факультета. По совместительству был старшим научным сотрудником отдела этнографии Института истории Академии наук Узбекистана.

— Кого из ученых считаете своим наставником?

— Узнав, что на факультете в МГУ обучается студент из Хорезма, мой наставник, ученый с мировым именем, выдающийся историк, этнограф, археолог и исследователь истории народов Средней Азии ­Сергей Павлович Толстов тотчас пригласил меня для беседы в свой кабинет. Задал мне несколько вопросов и неожиданно предложил принять участие в полевых работах в археолого-этнографической экспедиции в качестве переводчика. В этой экспедиции я проработал пять лет, сначала переводчиком и лаборантом, а затем практикантом-аспирантом. Был свидетелем организации широкомасштабных археологических и этнографических работ в Хорезмском оазисе.

Для этнографов Хорезм являлся неизведанным краем. Здесь сохранились важные этнографические явления духовной культуры. В 2017 году Хорезмская археолого-этнографическая экспедиция — одно из подразделений Института этнологии и антропологии РАН — отметила свой ­90-летний юбилей. С начала ее организации в 1937 году экспедицию возглавил и являлся ее бессменным руководителем в течение многих лет С.П. Толстов, автор и вдохновитель крупнейших открытий на территории древнего Хорезма.

Еще в довоенные годы начались раскопки таких памятников, как раннесредневековый замок Тешик-кала (VI—VIII вв. н.э.), укрепленная усадьба Аяз-кала-3 и дом в поселении возле нее (первых вв. н.э.), неолитическая стоянка Джанбас-кала-4, и некоторых других. Результаты этих работ были обобщены в блестящей монографии С.П. Толстова «Древний Хорезм», где была приведена периодизация истории Хорезма от эпохи первобытности до XIV в. Эту книгу я впоследствии перевел на узбекский язык.

Значение Хорезмской экспедиции прежде всего заключается в том, что сос­тоялось открытие такого важного периода истории народов Средней Азии, как «хорезмская цивилизация». Были раскопаны десятки развалин городов, которые рассказали миру удивительные истории одной из первых цивилизаций на земле, которая развивалась одновременно с греческой и римской. В ее работах принимали участие, помимо археологов, этнографы М.Бикжанова, Т.Исмаилов, Б.Кармышева, С.Мирхасиров, Е.Пещерева и другие видные ученые, геологи, геоморфологи, почвоведы, географы, антропологи.

Мое участие в работах экспедиции, пос­тоянное пребывание рядом с С.Толстовым способствовали моему становлению как ученого, окончательно определили мой жизненный путь. По материалам экспедиции я опубликовал более пятнадцати научных трудов, в числе которых «Тайны древних развалин», «Этнография узбекского народа», «Древний Хорезм».

— Какие качества вы считаете наиболее важными для ученого?

— Дисциплинированность, собранность, концентрацию и ответственность, преданность своим идеалам и духовным ценностям народа. В то же время работы ученого должны отличаться простотой языка, доступностью мыслей и идей. Каждый крупный ученый не должен замыкаться в узкой сфере научных интересов и закрываться в своем кабинете, а должен иметь тесное непосредственное общение с народом. Это означает, что ученый должен заниматься и просветительством, то есть нести знания в народ.

 

Лариса ЛЕВТЕЕВА,

кандидат исторических наук, член НДП Узбекистана.



DB query error.
Please try later.