В условиях, когда политическая и идеологическая диктатура тоталитарного режима была сломлена, в борьбе со старым, отжившим мономировоззрением зарождалась новая, в основе своей демократическая, светская цивилизация. Эпоха независимости как эпоха национального возрождения, естественно, нуждалась в титанах. Закономерно, что такая эпоха порождает поистине титанов по силе мысли, страсти и характеру, многосторонности и учености. В силу объективных исторических потребностей титаны мысли становятся эпохальными, судьбоносными личностями. Для Узбекистана таким стал Ислам Каримов как основатель независимого светского государства, исторически определивший стратегию развития узбекистанского общества на пути к великому демократическому будущему.
Ислам Каримов без страха, мужественно, с чрезвычайной доблестью принял на себя ответственность лидера, тяжелое бремя переходного периода национального возрождения. Он, хорошо понимая и отдавая себе отчет в судьбоносности своей миссии как главы государства в драматических условиях крушения тоталитарного режима, возглавляя сложнейший модернизационный процесс в Узбекистане, смело пошел на коренную реконструкцию и демократизацию партийно-номенклатурной системы. Еще в 1990 году среди бывших союзных республик Узбекистан первым ввел президентский институт управления страной, не дав тем самым ослабнуть государственной воле и настойчивости в условиях всеобщих катаклизмов, колебаний, «шараханья» из стороны в сторону.
Первый Президент нашей страны поставил довольно сложные для реализации задачи, которые можно считать выполненными. Он мужественно вступал в прямой контакт с реально существующими опасными угрозами междоусобной войны, ведя в условиях разболтанной государственной машины решительную борьбу с анархией, воцарившейся в конце 80-х годов прошлого века в республике. Только благодаря его настойчивости и решительности было предотвращено кровопролитие в регионе. Эта судьбоносная заслуга Ислама Каримова была объективно оценена не только руководителями соседних государств, но и самой историей переходного периода.
Таким образом, руководитель Узбекистана без жертв и кровопролития привел свой народ к независимости, основав суверенное государство и обеспечив не революционный, а эволюционный путь национального развития, следуя принципу «не построив новый дом, не разрушай старый».
Взяв ситуацию и бразды правления в свои руки, он не откладывал на потом трудные задачи. И в первую очередь решение самых опасных из них, которые тормозили и не давали развиваться стране, угрожая дальнейшему существованию не только самого Узбекистана как независимого государства, но и соседних суверенных республик.
Уклоняться от них и дальше — намного опаснее, чем принять вызов, считал Ислам Каримов. Потому что люди перестают верить обещаниям, а неукрепившаяся власть все больше теряет лицо. Мотор государственной машины — исполнительная власть — начинает хрипеть, как только пытаешься ее сдвинуть с места. В таких условиях люди, конечно, не могут дальше рассчитывать ни на силу закона, ни на справедливость органов власти, а только — на себя. Тогда зачем им такая власть?
В политической теории существует мнение о том, что росту власти Президента объективно способствовали, с одной стороны, сложность переходного периода и острота социальных противоречий, а с другой — слабость социального контроля общества над властью и парламентскими институтами. Он становится символом нации и важнейшим элементом политической системы, ее центром. В этом качестве Президент стоит над обществом, над партиями, парламентом и всеми институтами власти, координируя и направляя их деятельность. Поэтому в экстремальной ситуации (конфликт между партиями или ветвями власти) он оказывается единственным гарантом Конституции и фактическим воплощением государственного суверенитета.
К слову, кризисы не обошли стороной и Узбекистан. Каримову как Президенту приходилось брать на себя всю меру ответственности за сохранение стабильности ситуации и искать правовые, конституционные пути выхода из кризиса. Это было вызвано необходимостью форсажа экономических и политических реформ.
Яркий пример такого застарелого зла — преступность. Лидер страны с первых дней независимости принял вызов. Был сделан реальный шаг к верховенству права, к незыблемости равного для всех закона. Преступному миру был нанесен сокрушительный удар. Другие тяжелые проблемы переходного периода тоже решались вовремя. Жизнь сама подсказала: можно победить, только открыто приняв вызов.
Такова была твердая жизненная позиция, открытая политическая и человеческая воля Президента. За исторически короткое время у людей была возможность рассмотреть, что их лидер считал главным, судьбоносным и конкретно делал в политике и экономике страны, какие у него политические планы. Но люди ставили и острые вопросы, требующие ответа. И такой ответ был дан без посредников, напрямую, коротко и ясно — концептуальной разработкой «узбекской модели» развития, состоящей из пяти принципов, которые учитывали исторические, духовные традиции и особенности менталитета народа.
Как известно, любая программа начинается с обозначения главных целей. Ибо без правильной долгосрочной цели — перспективы — невозможно найти верный путь к процветанию в будущем. Государственная цель — это то, что способно объединить людей, всех граждан общества. Чтобы программа была цельной и работающей, она должна и обязана концептуально «склеить» воедино все составляющие государственной политики (экономическую, политическую, духовную, международную и т.д.) и выдать единую государственную платформу. Только такая стратегическая программа способна определить новое формационное развитие государства и общества.
Для граждан молодого независимого Узбекистана были важны моральные устои, которые они впервые обретают в семье и которые составляют стержень патриотизма. Без их укрепления Узбекистану пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете.
Это и была отправная точка. Задача лидера заключалась в том, чтобы настроить общество на судьбоносные стратегические цели, расставить все по своим местам, помочь людям поверить в собственные силы. Только так формируется единый командный дух, только так достигается победа.
Руководитель страны хорошо понимал это и потому открыто признал корневые проблемы национального возрождения, точно расставил приоритеты, после чего сильной и несгибаемой волей начал убежденно осуществлять судьбоносные реформы, ведя Узбекистан к светлому будущему. Он никогда не сомневался в себе и на все достигнутое смотрел как на само собой разумеющееся.
Вот так Узбекистан на пути перехода из одного состояния в другое избрал для себя именно того Человека, который был нужен в это время.
Эпохальность личности Ислама Каримова прежде всего связана с его уникальной способностью к стратегическому мышлению, реализмом, харизмой, рационализмом. Титаном мысли его считают потому, что именно ему удалось разработать программу стратегического развития страны, обеспечивающую ее великое будущее. Прагматиком-реформатором — потому, что выдвинутые им новые идеи «узбекской модели» развития целиком отвечают интересам свободных людей и независимого общества. Его реформаторская харизма основана не только на идее, а главным образом — на ее реализации в практику.
Именно так, благодаря неустанным поискам и экспериментам, новаторству руководителя республики (Каримов тонко понимает, что мир уже не признает жизни без новаторства) Узбекистан стал независимым светским государством. Важно отметить, что по критериям происходящего в нашей стране прогресса становится очевидно, что и сами люди, желая добиться достойного уровня жизни, находясь рядом со своим лидером, под его руководством строят, укрепляют, развивают независимость родного края, творчески, целеустремленно, непоколебимо создают и обогащают свой потенциал и потенциал страны. В результате стала достижимой цель, которую ожидали от политических реформ. Ну а теперь все так же творчески будет продолжаться процесс реформирования общества, совершенствования и модернизации политической системы нашего государства, в частности его организационных структур.
Сколько заманчивых идей было в истории человечества, и лишь в редких случаях удавалось реализовать их на практике. Такое призвание дано только лидерам, обладающим чрезвычайными способностями. Ибо только великие эпохальные личности способны к масштабным, перспективным идеям, освещающим путь к цивилизации, к будущему.
Таковым по праву можно считать Первого Президента Республики Узбекистан Ислама Абдуганиевича Каримова. И вот почему. Во-первых, именно он, обеспечив независимость своему народу, как глава государства выбрал свой путь суверенитета для Узбекистана, разработал знаменитые, общепризнанные во всем мире пять принципов «узбекской модели» развития как целостную концепцию стратегии национального возрождения.
Пять принципов создали основу независимого развития, на базе которой осуществлялись и осуществляются реформы.
Во-вторых, на основе этих судьбоносных принципов, а также опираясь на достигнутое и на поддержку проводимых реформ со стороны населения, были определены приоритеты по дальнейшему их углублению. Приоритетом определена либерализация всех сторон жизни общества.
В-третьих, в ответ на вызов новых проблем и задач была выдвинута Концепция, состоящая из шести приоритетов и направленная на их реализацию. Цели и задачи этой идеи — поднять на качественно новый уровень реформы по демократизации и модернизации страны, общества, сохранив при этом их преемственность и последовательность, их транспарентность и предсказуемость.
Вот так новейшие идеи политической философии Первого Президента нашей страны стали теоретической основой стратегии развития независимого Узбекистана: «От сильного государства — к сильному гражданскому обществу».
А XX век породил эпохальную личность — основателя и Первого Президента нашего независимого государства.
Нарзулла ШОДИЕВ,
Абдурашид БЕРИКБАЕВ.
|