Ўзбекистон овози газетаси
  Ўзб  O'zb
 
22.12.2017

ЭПОХАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ

В условиях, когда политическая и идеологическая диктатура тоталитарного режима была сломлена, в борьбе со старым, отжившим мономировоззрением зарождалась новая, в основе своей демократичес­кая, светская цивилизация. Эпоха независимости как эпоха национального возрождения, естественно, нуждалась в титанах. Закономерно, что такая эпоха порождает поистине ти­танов по силе мысли, страсти и характеру, мно­госторонности и учености. В силу объективных ис­торических потребностей титаны мысли становятся эпохальными, судьбоносными личностями. Для Узбекистана таким стал Ислам Ка­римов как основатель независимого светского го­сударства, исторически определивший стратегию развития узбекистанского общества на пути к великому де­мократическому будущему.

Ислам Каримов без страха, мужест­венно, с чрезвычайной до­б­лестью принял на себя ответственность лидера, тяжелое бремя переходного периода национального возрождения. Он, хорошо понимая и отдавая себе отчет в судьбоносности своей миссии как главы государства в драматических условиях крушения тоталитарного режима, возглавляя сложнейший модернизационный процесс в Узбекистане, смело пошел на коренную реконструкцию и демократизацию партийно-номенклатурной системы. Еще в 1990 году среди бывших союзных республик Узбекистан первым ввел президентский институт уп­равления страной, не дав тем самым ослабнуть госу­дарственной воле и настойчивости в условиях всеоб­щих катаклизмов, колебаний, «шараханья» из стороны в сторону.

Первый Президент нашей страны поставил довольно сложные для реализа­ции задачи, которые можно считать выполненными. Он мужественно вступал в прямой контакт с реально существующими опасными угрозами междо­усобной войны, ведя в условиях разболтанной госу­дарственной машины решительную борьбу с анархией, воцарившейся в конце 80-х годов прош­лого века в республике. Только благодаря его настойчивости и решительности было предотвращено кровопролитие в регионе. Эта судьбоносная заслуга Ислама Каримова была объективно оценена не толь­ко руководителями соседних государств, но и самой историей переходного периода.

Таким образом, руководитель Узбекистана без жертв и кровопролития привел свой народ к независимости, основав суверенное государ­ство и обеспечив не революционный, а эволюцион­ный путь национального развития, следуя принципу «не построив новый дом, не разрушай старый».

Взяв ситуацию и бразды правления в свои руки, он не откладывал на потом трудные задачи. И в первую оче­редь решение самых опасных из них, которые тормозили и не давали развиваться стране, угрожая дальнейшему существованию не только самого Узбекистана как независимого госу­дарства, но и соседних суверенных республик.

Уклоняться от них и дальше — намного опаснее, чем принять вызов, считал Ислам Каримов. Потому что люди перестают верить обещаниям, а неукрепившаяся власть все больше теряет лицо. Мо­тор государственной машины — исполнительная власть — начинает хрипеть, как только пытаешься ее сдвинуть с места. В таких условиях люди, конеч­но, не могут дальше рассчитывать ни на силу зако­на, ни на справедливость органов власти, а только — на себя. Тогда зачем им такая власть?

В политической теории сущест­вует мнение о том, что росту власти Президента объективно способствовали, с одной стороны, сложность переходного периода и острота социальных противоречий, а с другой — слабость социального контроля общества над властью и парламентскими институтами. Он становится символом нации и важнейшим элементом политической системы, ее центром. В этом качестве Президент стоит над обществом, над партиями, парламентом и всеми институтами власти, координируя и направляя их деятельность. Поэтому в экстремальной ситуации (конфликт между партиями или ветвями власти) он оказывается единственным гарантом Конституции и фактическим воплощением государственного суверенитета.

К слову, кризисы не обошли стороной и Узбекистан. Каримову как Президенту приходилось брать на себя всю меру ответственности за сохранение стабильности ситуации и искать правовые, конституционные пути выхода из кризиса. Это было вызвано необходимостью форсажа экономических и политических реформ.

Яркий пример такого застарелого зла — пре­ступность. Лидер страны с первых дней независи­мости принял вызов. Был сделан реальный шаг к верховенству права, к незыблемости равного для всех закона. Преступному миру был нанесен сокруши­тельный удар. Другие тяжелые проблемы переходного периода тоже решались вовремя. Жизнь сама подсказала: можно победить, только открыто приняв вызов.

Та­кова была твердая жизненная позиция, открытая полити­ческая и человеческая воля Президента. За истори­чески короткое время у людей была возможность рассмотреть, что их лидер считал главным, судьбоносным и конкретно делал в политике и экономике страны, какие у него политические планы. Но люди ставили и острые вопросы, требующие ответа. И такой ответ был дан без посредников, напрямую, коротко и ясно — концептуальной разработкой «узбекской модели» развития, состоящей из пяти принципов, которые учитывали исторические, духовные тради­ции и особенности менталитета народа.

Как известно, любая программа начинается с обозначения главных целей. Ибо без правильной долгосрочной цели — перспективы — невозможно найти верный путь к процветанию в будущем. Государственная цель — это то, что способно объединить людей, всех граждан общест­ва. Чтобы программа была цельной и работающей, она должна и обязана концептуаль­но «склеить» воедино все составляющие государственной по­литики (экономическую, политическую, духовную, международную и т.д.) и выдать единую го­сударственную платформу. Только такая стратегическая прог­рамма способна определить новое формационное развитие государства и общества.

Для граждан молодого независимого Узбеки­стана были важны моральные устои, которые они впервые обретают в семье и которые составляют стер­жень патриотизма. Без их укрепления Узбекис­тану пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете.

Это и была отправная точка. Задача лидера заключалась в том, чтобы настроить общество на судь­боносные стратегические цели, расставить все по своим местам, помочь людям поверить в собственные силы. Только так формируется единый командный дух, только так достигается победа.

Руководитель страны хорошо понимал это и по­тому открыто признал корневые проблемы нацио­нального возрождения, точно расставил приоритеты, после чего сильной и несгибаемой волей начал убежденно осуществлять судьбоносные реформы, ведя Узбекистан к светлому будущему. Он никогда не сомневался в себе и на все достигнутое смотрел как на само собой разумеющееся.

Вот так Узбекистан на пути перехода из одного состояния в другое избрал для себя именно того Чело­века, который был нужен в это время.

Эпохальность личности Ислама Каримова прежде всего свя­зана с его уникальной способностью к стратегическому мышлению, реализмом, харизмой, рационализмом. Титаном мысли его считают потому, что именно ему удалось разработать программу стратегического развития страны, обеспечивающую ее великое буду­щее. Прагматиком-реформатором — потому, что выдвинутые им новые идеи «узбекской модели» развития целиком отвечают интересам свободных людей и независимого общества. Его реформатор­ская харизма основана не только на идее, а главным образом — на ее реализации в практику.

Именно так, благодаря неустанным поискам и экспериментам, новаторству руководителя республики (Каримов тонко понимает, что мир уже не признает жизни без новаторства) Узбекистан стал независимым светским государством. Важно отметить, что по критериям происходящего в нашей стране прогресса становится очевидно, что и сами люди, желая добиться достойного уровня жизни, находясь рядом со своим лидером, под его руководством строят, укрепляют, развивают независимость родного края, творчески, целеустремленно, непоколебимо создают и обогащают свой потенциал и потенциал страны. В результате стала достижимой цель, которую ожидали от политических реформ. Ну а теперь все так же творчески будет продолжаться процесс реформирования общества, совершенствования и модернизации политической системы нашего государства, в частности его организационных структур.

Сколько заманчивых идей было в истории чело­вечества, и лишь в редких случаях удавалось реализовать их на практике. Такое призвание дано только лидерам, обладающим чрезвычайными спо­собностями. Ибо толь­ко великие эпохальные личности способны к мас­штабным, перспективным идеям, освещающим путь к цивилизации, к будущему.

Таковым по праву можно считать Первого Президента Республики Узбекистан Ислама Абдуганиевича Каримова. И вот почему. Во-первых, именно он, обеспечив независимость своему народу, как глава государства выбрал свой путь суверенитета для Уз­бекистана, разработал знаменитые, общепризнан­ные во всем мире пять принципов «узбекской моде­ли» развития как целостную концепцию стратегии национального возрождения.

Пять принципов создали основу независимого развития, на базе которой осуществлялись и осуще­ствляются реформы.

Во-вторых, на основе этих судьбоносных прин­ципов, а также опираясь на достигнутое и на под­держку проводимых реформ со стороны населения, были определены приоритеты по дальнейшему их углублению. Приоритетом определена либерализация всех сторон жизни общества.

В-третьих, в ответ на вызов новых проблем и за­дач была выдвинута Концепция, состоящая из шести приори­тетов и направленная на их реализацию. Цели и за­дачи этой идеи — поднять на качественно новый уро­вень реформы по демократизации и модернизации страны, общества, сохранив при этом их преемствен­ность и последовательность, их транспарентность и предсказуемость.

Вот так новейшие идеи политической философии Первого Президента нашей страны стали теоретической основой стратегии развития независимого Узбекистана: «От сильного го­сударства — к сильному гражданскому обществу».

А XX век породил эпохальную личность — основателя и Первого Президента нашего независимого государства.

 

Нарзулла ШОДИЕВ,

Абдурашид БЕРИКБАЕВ.



DB query error.
Please try later.