Ўзбекистон овози газетаси
  Ўзб  O'zb
 
06.09.2019

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮСТИЦИЯ: ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН

Успешная реализация широкомасштабных реформ на современном этапе развития нашей страны потребовала создания совершенно новой, эффективной системы государственного управления. В этой связи 8 сентября 2017 года глава государства принял Указ «Об утверждении Концепции административной реформы в Республике Узбекистан», поставивший задачу кардинального совершенствования и модернизации системы государственного управления. Данным указом утверждена «дорожная карта» по ее реализации.

Важным шагом в осуществлении административной реформы явилось также принятие Закона Республики Узбекистан «Об административных процедурах», направленного на регулирование отношений в области осуществления административных процедур и вступившего в силу 10 января 2019 года.

Осуществляемая административная реформа направлена на создание эффективной системы государственного управления. Эта система необходима для решения неотложных социально-экономических проблем, а также повышения уровня и качества жизни народа. На создание новой эффективно и качественно функционирующей системы государственного управления, организацию слаженной деятельности органов государственного управления и органов исполнительной власти на местах и направлены данные нормативно-правовые документы.

Главное – реализация административной реформы в нашей стране будет способствовать полноценному воплощению в жизнь благородной идеи «Не народ должен служить государственным органам, а государственные органы должны служить народу». В этом заключается суть новой парадигмы и модель взаимодействия с обществом, т.е. «слышащего государства», всякие сигналы от народа изучаются, принимаются во внимание и решаются...

Одним из важных факторов обеспечения и эффективной защиты прав и интересов человека является право граждан на обращение. В статье 35 Конституции Республики Узбекистан определено: «Каждый имеет право как отдельно, так и сообща с другими лицами обращаться с заявлениями, предложениями и жалобами в компетентные государственные органы, учреждения или к народным представителям. Заявления, предложения и жалобы должны быть рассмотрены в порядке и в сроки, установленные законом».

В законодательстве Узбекистана этому вопросу отведено особое место и определены принципы его реализации. Государство осуществляет в этом направлении поэтапное реформирование действующего законодательства. В настоящее время принят и действует ряд законов, закрепивших механизм реализации конституционного права на подачу обращений в государственные органы, а также участие в управлении делами общества и государства.

Все мы хотим жить в демократическом, процветающем обществе, в котором работают законы, направленные на обеспечение прав и интересов граждан. Однако для многих жителей нашей страны понятие «обеспечение гражданских прав» все еще остается из области, далекой от населения. Необходимость проведения среди сооте­чественников правового ликбеза вроде бы понятна и принята нашим обществом, но углубляться в тонкости и детали люди, как правило, не желают. А зря. К примеру, далеко не все знают о том, что административные суды, которые начали деятельность в Узбекистане с 1 июня 2017 года, способствуют восстановлению прав граждан. Только в первом квартале 2018 года этим воспользовались 3416 человек. А в первом квартале 2019 года благодаря административным судам восстановлены права 4635 граждан и юридических лиц.

Анализ показал, что за истекший период административными судами больше всего рассмотрено дел, касающихся превышения водителями транспортных средств установленной скорости движения, управления транспортными средствами в состоянии опьянения или без соответствующих документов, незаконной предпринимательской деятельности, перевозки пассажиров автомобильным транспортом без лицензии, нарушения правил паспортного режима и других. При этом в отношении ряда лиц были назначены административные взыскания в виде штрафа, лишения специального права, административного ареста и выдворения за пределы Узбекистана.

 Огромное значение для граждан имеет также принятие Кодекса Республики Узбекистан об административном судопроизводстве, который вступил в силу 1 апреля 2018 года и позволил унифицировать порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц.

Упорядочение административных процедур необходимо для улучшения деятельности государственного аппарата, устранения бюрократизма, повышения ответственности государственных служащих за реализацию возложенных на них задач и функций. Законодательно закрепленные административные процедуры являются одной из основных гарантий реализации административно-правового статуса граждан и организаций, а также задачи государства по их защите от злоупотреб­лений служащих своими властными полномочиями.

Кодекс административного судопроизводства определяет порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении судами административных дел, данный порядок направлен на урегулирование споров граждан и организаций с государственными органами. Административному суду подведомственны дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, за исключением дел, отнесенных к подведомственности Конституционного суда Республики Узбекистан, судов по гражданским делам, экономических судов и военных судов.

По мере развития законодательства об административных процедурах и реализации вышеуказанного кодекса институт административного судопроизводства все больше и больше будет трансформироваться в самостоятельный судебно-правовой институт, способствующий эффективной защите прав, свобод и законных интересов граждан.

 

Омон МУХАМЕДЖАНОВ,

доктор юридических наук, профессор


Мнения и предложения

Защита от автоматических сообщений

Последние новости: