Ўзбекистон овози газетаси
  Ўзб  O'zb
 

В последнем номере



Самое читаемое



Актуальные темы



Архив

«    Iyul 2017   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
29.04.2016

ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС — ВАЖНЫЙ ШАГ

на пути дальнейшего развития

В нашей стране огромное внимание постоянно уделялось и уделяется вопросам регулирования и повышения организации таможенного дела, проведения единой таможенной политики, повышения оперативности и эффективности деятельности таможенных органов, усиления их роли в укреплении экономики страны, а также дальнейшего расширения международного сотрудничества в области таможенного дела. Так, Указом Президента Республики Узбекистан от 8 июня 1997 года на базе Главного таможенного управления Государственного налогового комитета Республики Узбекистан был образован Государственный таможенный комитет Республики Узбекистан, определены его основные задачи и функции.

Кроме того, за прошедшие годы вышел ряд указов и постановлений Президента Республики Узбекистан, регулирующих меры по ускорению реализации приоритетных направлений в сфере углубления рыночных реформ и дальнейшей либерализации экономики, в том числе внешнеэкономической деятельности. За эти годы было принято несколько принципиально важных для развития данной сферы законов и законодательных актов. Среди них — Таможенный кодекс Республики Узбекистан, законы Республики Узбекистан «О таможенном тарифе», «О внешнеэкономической деятельности», «Об иностранных инвестициях», «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов», «Об инвестиционной деятельности», «О предпринимательстве и гарантиях деятельности предпринимателей», «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О разрешительных процедурах в сфере предпринимательской деятельности».

Следует особо подчеркнуть, что в целях совершенствования таможенного законодательства, поддержки проводимых в стране экономических реформ в Таможенный кодекс, который был принят в 1997 году, в течение этих лет
15 раз вносились соответствующие изменения и дополнения, они затронули более 50 процентов от общего объема.

Законом Республики Узбекистан от 20 января 2016 года «О внесении изменений, а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Узбекистан в связи с принятием Таможенного кодекса Республики Узбекистан» был принят новый проект Таможенного кодекса, который 21 апреля 2016 года вступил в силу. Новый Таможенный кодекс сформирован на основе Конституции Республики Узбекистан, закрепившей свободу экономической деятельности, предпринимательства и труда с учетом приоритетности прав потребителей, равноправие и правовую защиту всех форм собственности, способствуя еще большей либерализации и соз­данию более благоприятных законодательных условий для ведения внешнеэкономической деятельности.

Его положения тесно увязаны с гражданским законодательством, законодательством о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности. Кодекс учитывает особенности таможенной политики в условиях расширяющегося процесса экономической интеграции Узбекистана в мировую экономическую систему, устанавливающей стандарты и рекомендуемые правила для достижения последовательности и открытости при применении таможенных процедур.

Данный Таможенный кодекс стал воплощением новой идеологии регулирования таможенного дела, в нем более подробно регламентированы процессы перемещения товаров через таможенную границу и помещения их под определенный таможенный режим. И это не просто количественные, а качественные изменения. В нем содержатся детальные описания процедур, механизмов, взаимоотношений таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности.

Таможенный кодекс, вступивший в силу, должен стать законом прямого действия, позволяющим и таможенным органам, и участникам внешнеэкономической деятельности четко исполнять свои обязанности и отстаивать свои права на основании этого законодательного акта. Тем самым созданы ясные, стабильные правила для бизнеса и одновременно сужены возможности для действий субъективного характера со стороны чиновников, что делает экономически выгодной законопослушную деятельность во внешнеторговой сфере.

Конечно, насколько эффективными будут устанавливаемые новым Таможенным кодексом механизмы осуществления таможенного дела, каким окажется их воздействие на экономическую активность участников внешнеторговой деятельности, можно будет сказать только по прошествии определенного времени. Вместе с тем уже сейчас правомерен вывод, что в нашу жизнь вступил всесторонне проработанный, сбалансированно учитывающий интересы всех участников внешнеэкономической деятельности законодательный акт, либерализирующий сферу таможенного дела и значительно уменьшающий административные барьеры в сфере таможенных правоотношений.

В концептуальном плане он унифицирует применяемые понятия, обеспечивает единообразное толкование и применение устанавливаемых норм и правил, вырабатывает четкие, проверенные практикой принципы и подходы формирования таможенной политики, четко определяет полномочия всех участников процесса таможенного оформления и механизмов их взаимодействия в целях обеспечения прозрачности применения и исключения возможных действий субъективного характера, формирует правовые основы для внедрения в рамках таможенных процедур современных информационно-коммуникационных технологий, предусматривающие предоставление интерактивных услуг по таможенному оформ­лению, и резко сокращает сроки и субъективные факторы при таможенном оформлении грузов. При этом он также обеспечивает стабильность таможенной системы, позволяющей предпринимателям обоснованно прогнозировать развитие бизнеса на среднесрочной основе.

В частности, существенно сокращены сроки, установленные для принятия решения должностными лицами таможенных органов, определен порядок прохождения разрешительных процедур и выдачи документов разрешительного характера в сфере таможенного дела.

Кроме того, более подробно регламентирован механизм, в соответствии с которым любое заинтересованное лицо еще до ввоза товара может обратиться с запросом в таможенные органы за предварительным решением относительно его классификации согласно Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, что значительно облегчит прохождение таможенных процедур при декларировании и оформлении.

Предусмотрен новый механизм представления предварительной информации о товарах до их поступления на таможенную территорию, где перевозчик либо иное заинтересованное лицо вправе представить таможенному органу предварительную информацию о товарах и транспортных средствах до их фактического прибытия на таможенную территорию. Это позволит сократить время проведения таможенных формальностей при пересечении таможенной границы.

Также в новом Таможенном кодексе подробно изложен порядок перемещения товаров физическими лицами, в час­ности, расширяются возможности устного декларирования товаров физическими лицами. Такое декларирование производится путем совершения действий, свидетельствующих о том, что в ручной клади и сопровождаемом багаже физического лица не содержится товаров, подлежащих декларированию в письменной форме. Тем самым законодательно закреплена система «зеленого и красного коридоров» для физических лиц.

Еще один важный фактор. Как уже отмечалось, новый Таможенный кодекс широко ориентирован на применение сов­ременных информационных технологий. Так, специальная глава посвящена проблемам информационных систем и информационных технологий в таможенном деле, где рассматриваются вопросы их внедрения, использования и защиты. При установлении системы документооборота предусматривается, что документы, необходимые для таможенного оформления, могут быть представлены в электронной форме. Электронное декларирование и использование электронной цифровой подписи значительно упростят и ускорят процедуру таможенного контроля. Улучшится информационный обмен с таможенными службами других государств и участниками внешнеторговой деятельности, декларантами.

Невозможно не отметить и новый важный механизм реализации таможенных процедур по принципу «одно окно». Подача документов для таможенного оформления в таможенные органы по принципу «одно окно» позволит устранить бюрократические барьеры, а также сократить затраты и время для участ­ников внешнеэкономической деятельности.

Важной составляющей этого принципа также является минимизация количества документов, которые участник внешнеэкономической деятельности должен предоставлять в уполномоченные государственные органы для выдачи документа разрешительного характера в сфере таможенного дела. Это достигается построением эффективного межведомственного взаимодействия с таможенными органами.

Подытоживая перечисленные выше лишь некоторые преимущества, связанные с вступлением в силу нового Таможенного кодекса, необходимо особо подчеркнуть, что данный документ создаст дополнительные благоприятные условия для развития бизнеса и предпринимательства при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

Таможенный кодекс в новой редакции закладывает четкие, ясные, стабильные правила работы в таможенной сфере, способствуя гармонизации таможенных норм и правил, давая несомненные преимущества участникам внешней торговли, и создаст дополнительные условия по привлечению иностранных инвесторов, тем самым окажет посильную помощь, в том числе развитию корпоративного управления в стране. Все это является еще одним важным шагом на пути интеграции Узбекистана в мировое экономическое пространство и дальнейшего независимого демократического развития нашей страны.

 

Фахритдин РАДЖАБОВ,

член НДП Узбекистана, правовед.



DB query error.
Please try later.