Ўзбекистон овози газетаси
  Ўзб  O'zb
 

В последнем номере



Самое читаемое



Актуальные темы



Архив

«    Iyul 2020   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
10.01.2020

КОГДА ЗВУЧИТ ВИОЛОНЧЕЛЬ…

Замечательный преподаватель по классу виолончели отделения струнных инструментов Республиканского специализированного музыкального академического лицея имени
В. Успенского Кам
ола Абдуллаева открыла путь к музыкальному Олимпу многим молодым виолончелистам Узбекистана. Она и сама окончила это учебное заведение по классу виолончели у таких преподавателей, как Валерий Михайлович Русанов, Николай Алексеевич Букин, а затем  Государственную консерваторию Узбекистана.

Камола Жахангировна может долго и выразительно рассказывать о виолончельной музыке, достоинствах виолончели – этого самого «певучего» струнного инструмента. Ее руки умеют извлекать из виолончели волшебные звуки. Своим незаурядным мастерством педагог с удовольствием делится со своими учениками.

Указом Президента Республики Узбекистан в связи с 28-летием независимости нашей страны К.Абдуллаева награждена высокой государственной наградой – орденом «Дустлик».

– Камола Жахангировна, расскажите, пожалуйста, о самых ярких событиях в своей деятельности. Чем вам запомнился минувший год и с какими надеждами связываете 2020-й?

– Прошедший год был очень насыщенным для меня и моих учеников. Мы усиленно готовились к участию в республиканских и международных музыкальных конкурсах и фестивалях, и небезуспешно! Например, в ноябре столица нашей страны впервые стала местом притяжения зарубежных гостей и площадкой для проведения традиционного международного фестиваля-конкурса «Open Asia» от европейского оргкомитета Fiestalonia Milenio. Он проводится по разным направлениям музыкального искусства, в том числе для исполнителей на струнных, щипковых инструментах. Среди более 400 участников мои ученики Нигина Мустафаева  и София Фазылова удостоились второй и третьей премий соответственно. А Гулирано Мамаджанова в начале года успешно выступила на международном конкурсе в Павлодаре, где заняла первое место.

Интересно, что сейчас можно принимать участие в конкурсах, даже не выезжая из страны, дистанционно.  Так, трое моих учеников завоевали почетные места, исполняя произведения по видеоконференцсвязи. Это – Мардон Набижонов, который стал победителем международного конкурса в Италии, Гулирано Мамаджанова – второй призер конкурса в Австрии и Нигина Мустафаева, занявшая второе место на музыкальном форуме во Франции. 

Кстати, я и сама непрерывно работаю над собой, вникаю в новые тенденции в мировой музыкальной культуре. Знаковым событием нынешнего лета для меня стало участие в традиционном мастер-классе в Самаре, проводимом под патронажем известного на весь мир альтиста, дирижера Юрия Башмета. В течение первой декады июня профессора, педагоги Московской, Санкт-Петербургской консерваторий и музыкальных учебных заведений всех стран СНГ собираются вместе, чтобы обменяться опытом и вдохновиться для дальнейшей творческой работы. При этом очень ценно то, что они сами вживую исполняют разнообразный репертуар, показывают на примерах этапы работы со своими учениками, делятся своими советами о том, как взрастить из юных дарований большие таланты.

На заключительном гала-концерте, прошедшем в рамках мастер-класса, всем очень понравилось произведение «Песня без слов» для виолончели А.Кадырова в исполнении
Г. Мамаджановой. Они запросили нотную партию и клавир, и мы с удовольствием отправили их всем желающим.

– Участие в международных музыкальных событиях –  возможность оценить мировой уровень, изучить репертуар…

– Вообще, на крупных музыкальных фестивалях или конкурсах сейчас исполняется очень много разнообразной, потрясающе глубокой и интересной музыки. Это не только произведения Моцарта, Баха, Вивальди, Генделя или русских классиков, но и современных авторов. Мне вдвойне приятно, когда зарубежные исполнители интересуются произведениями для виолончели авторов из Узбекистана, потому что наша музыка всегда с изюминкой, в ней ощутимо присутствует очарование национального музыкального колорита. 

Так, например, замечательные произведения для виолончели, в том числе симфоническую оркестровую музыку, где также есть партия виолончели, пишут наши современные композиторы Ф. Назаров, О.Кадыров,
Т. Курбанов, Ф. Янов-Яновский.

– Почему вы выбрали именно виолончель? Оказало ли влияние на ваше становление как музыканта творчество таких звездных виолончелистов, как Мстислав Ростропович, Нарек Ахназарян, Денис Шаповалов, Борис Андрианов…

– Для меня большое удовольствие слушать звуки виолончели. Я посвятила этому всю жизнь, вижу в этом продолжение своей души. Ведь так меня учили мои педагоги. Так распорядилась судьба, когда еще в детском саду наш музыкальный работник заметила наши со старшим братом  способности к музыке и рекомендовала родителям, далеким от этой сферы, обязательно показать нас в музыкальной школе. Меня отвели в музыкальную школу имени В. Успенского (ныне РСМАЛ имени
В. Успенского). По итогам прослушивания и изучения кистей рук направили в класс виолончели. Как известно, виолончель появилась в XVI веке. Это очень певучий, тембральный инструмент. Звучание виолончели сходно с голосом человека, легко передаются все присущие человеку эмоции.

Конечно, в своей работе педагога я всегда ориентируюсь на творчество великих виолончелистов. Учу своих воспитанников чувствовать музыку  всем сердцем, каждый оттенок, нюанс, извлекаемый из инструмента. Сыграть произведение так, как будто эта музыка рождается прямо перед слушателями.

– Говорят, учитель продолжается в своем ученике…

– Главное – суметь развить музыкальный талант, который есть в ребенке, и делать это искренно. Многие мои выпускники продолжают обучение в Государственной консерватории Узбекистана. Среди них – Фарангиз Хидоятова. Рада успехам тех, кому удалось поступить в зарубежные музыкальные вузы, что свидетельствует об уровне подготовки в «Успенке». Все они ярко заявили о себе, став призерами международных конкурсов. Например, трое моих выпускников поступили в Сингапурскую государственную консерваторию. Там на первом курсе сейчас учится Бехзод Аблаеров, на втором курсе – Эркин Султанов. А Олег Василевский окончил это музыкальное учебное заведение и работает там педагогом.

Особенно приятно, что и мой сын Джамшид Саидкаримов тоже пошел по моим стопам, став виолончелистом. Он – выпускник РСМАЛ имени В. Успенского, высшее музыкальное образование получил в Сингапурской государственной консерватории. Работает в симфоническом оркестре Сингапура. Лауреат многочисленных республиканских и международных конкурсов, обладатель нагрудного знака «Узбекистон белгиси».

С достоинством постараемся и впредь представлять честь нашей страны на международной арене.  В наступившем году планирую подготовить Гулирано Мамаджанову к успешному участию в конкурсе на Государственную премию имени Зульфии. Если она сможет там победить, то это даст ей право на грантовой основе поступить в Государственную консерваторию
Узбекистана, к чему она очень стремится.

В Новый год мы все ждем чудес, но чудо или успех, как правило, сами же и созидаем. Все зависит от человека, и уже потом немного от везения. А удача всегда будет сопутствовать тем, кто сам постоянно трудится, целеус­тремленно идет к цели, творит добро, приносит пользу людям или, как музыканты, вдохновляет других прекрасным искусством, дарит положительный настрой. По-другому не бывает.

Лидия БЕЛОГРУДОВА

Мнения и предложения

Защита от автоматических сообщений

Последние новости: