Ўзбекистон овози газетаси
  Ўзб  O'zb
 

В последнем номере



Самое читаемое



Актуальные темы



Архив

«    Iyul 2019   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
05.07.2019

В МИРЕ ГРАФИКИ И СКУЛЬПТУРНЫХ ФОРМ

Азамат Хатамов – известный узбекский скульптор и график. Член Творческого объединения художников при Академии художеств Узбекистана. С чем бы он ни работал – с холстом, бронзой, мрамором, гипсом, шамотом – ему удается создать яркие, запоминающиеся образы, хранящие в себе трепетную любовь к родному краю.  Философские, эстетические идеи преломляются в его работах в сложные аллегории и символы.

По отзывам многочисленных пок­лонников искусства А. Хатамова, в художнике  заложен невероятный творческий заряд. Его оригинальные и выразительные работы, наполненные свежим дыханием и созвучные времени, получили широкое признание,  представлены в музейных коллекциях республики, в частных собраниях за рубежом. Талантливый скульптор – обладатель  серебряной и золотой медалей Академии художеств Узбекистана. В 2017 году Указом Президента Республики ­Узбекистан Азамат Хатамов награжден орденом «Дустлик».

Встретиться и побеседовать с ним  мне  посчастливилось на выставке «Город – среда обитания. Скульптура», прошедшей в Галерее изобразительного искусства Узбекистана, где были выставлены, наряду с другими, и его работы.

– Скульптура – достаточно сложный вид искусства, требующий значительных усилий, в первую очередь физических. Что побудило вас обратиться именно к этому жанру монументального искусства?

– Мои детство и юность  прошли в Шерабаде – старинном городе Сурханской долины. Древнее искусство долины Сурхана, этого благословенного края, очень сильно повлияло на  формирование творческого начала.  Что привело меня к занятию именно скульптурой – объяснить достаточно сложно. Наверное, так было угодно провидению. Желание пришло внезапно, я уехал в Санкт-Петербург, где практически без подготовки сумел поступить на скульптурное отделение Института живописи, скульп­туры и архитектуры имени Репина.

– Какие из изобразительных и технических подходов вы предпочитаете при создании своих работ?

 – Предпочитаю динамику, темперамент, любовь к деталям и сложным визуализациям, передачу пластических возможностей материала с преобладанием плавных линий, лазурных и голубых  оттенков. Работаю в  гипсе, шамоте, мраморе,   бронзе, тонированной красками разных оттенков, особенно зеленого, придающего скульптуре вид древней находки.

Наряду со скульптурой занимаюсь графикой. Создавая графическую серию, использую широкий спектр изобразительных средств: тушь, перо, фломастер, пастель, акварель. В основном рисунки выполняю в стремительной, «летящей» манере, наполняю их движением, жизнью, экспрессией. Условно их можно разделить на несколько тематических групп: изображения человеческих фигур, в основном женщин, природных ландшафтов, лошадей…

– Какие из своих работ вы считаете наиболее удачными?

– Мне дороги все мои работы. В каждую из них я вкладываю частицу своей души. Мне близки женские образы. Женщина в моем творчестве – это олицетворение не только семьи и материнства, но и женских образов родной Сурхандарьи. В своих небольших скульптурах стараюсь подчеркнуть таинственность и нежность, присущие женщине, как это показано на знаменитом Айртамском фризе, найденном на одном из городищ Сурхандарьинской области. Именно женщине посвятил такие свои работы, как «Мать и дитя», «Счастливое семейство», «Рождение младенца», «Материнство», «Мать Сурханой», «Кокетка», «Расцвет древней Сурхандарьи» и другие.

Скульптура «Расцвет древней Сурхандарьи» – терракотовая. В ней я запечатлел образ Родины в виде фигуры женщины, величаво стоящей в полный рост, в широком, ниспадающем до пят одеянии, национальном головном уборе, передающих этническую принадлежность к сурхандарьинскому региону. В скульптуре «Ширин»  передал образ молодой матери, нежно прижимающей к груди ребенка. 

Графические работы, посвященные женщине, – хранительнице и дарительнице жизни, объединил в циклы: «Женщины Востока», «Подружки», «Красавицы», «Отдых». Рисунки выполнены в радостной жизнеутверждающей гамме цветов, приемами, способными передать  женскую нежность и красоту.

Любимым также является образ  коня. Меня вдохновляют красота и грация лошадей. Я вижу их несущимися вдаль, радующимися открывающемуся простору. В них есть какая-то мифологичность, символичность. Образ коня  передаю во многих своих графических работах, в том числе в серии «Лошади в движении», раскрывающей с неожиданной стороны красоту этих грациозных и величественных животных. 

Кроме того, нередко обращаюсь к бытовым сценкам. Таков, например графический лист «Сумаляк», отразивший праздничный момент его приготовления в день Навруза. Рисунок крупный, события разворачиваются на розовом фоне бумаги, как нельзя лучше соотнесенном с весенним днем пробуждения и обновления природы.

Другая бытовая сценка под названием «Музыканты» запечатлена мною с помощью фломастера, пастели, туши. На одном листе трое мужчин в национальных костюмах и головных уборах сидят перед накрытым дастарханом. На другом – увлеченно исполняют любимые слушателями песни. Наполняющие рисунок звуки музыки как бы врываются в окружающее их пространство, становятся почти слышимыми.

Свои философские размышления о смысле бытия, начале и конце жизни я постарался передать в цикле «Мгновения жизни» (тушь, перо) из семи листов.

Тема природы нашла отражение в десяти листах цикла «Сурхандарьинский пейзаж», который решен мною в мягких пастельных тонах. В них запечатлены горы, деревья, водные потоки, зубцы древней крепости, разные времена года и суток. Это, в том числе водная дорожка, струящаяся серебром от света отраженной луны в воде канала, обсаженного стройными тополями на фоне горной гряды; красноватые лучи солнца, пробивающиеся сквозь серо-зеленую пелену облаков. Для меня это благодатный материал, изначально живописный, позволяющий раскрыть как можно более полно его чувственную видимую красоту.

– Помимо занятия творчеством, вы еще и преподаете?

– Да, начиная с 2010 года по настоящее время как доцент отделения скульптуры Национального института художеств и дизайна имени К. Бехзада передаю свое мастерство студентам, формирую молодое поколение скульпторов. Главное – научить молодого, начинающего художника чувствовать форму, фактуру, направить способности в нужное русло, помочь найти индивидуальность, собственный язык воплощения идеи.

 

Лариса ЛЕВТЕЕВА,

искусствовед, член НДП Узбекистана

Мнения и предложения

Защита от автоматических сообщений

Последние новости: