Ўзбекистон овози газетаси
  Ўзб  O'zb
 

В последнем номере



Самое читаемое



Актуальные темы



Архив

«    Iyul 2019   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
14.12.2018

БАХОДИР ДЖАЛАЛ: «МОЕ ТВОРЧЕСТВО — ЭТО ОТРАЖЕНИЕ МОЕГО ВОСТОРГА И ВДОХНОВЕНИЯ»

Недавно в столичной Галерее изобразительного искусства Узбекистана завершилась персональная выставка народного художника Узбекистана Баходира Джалала, посвященная его 70-летию. Название выставки «…И тогда все началось!» воплощает в себе философские размышления мастера кисти о месте художника в мире, о постижении тайн и смыслов бытия. «Мое творчество на протяжении всей моей сознательной жизни — это отражение моего восторга и вдохновения, это гимн таинству мгновения, превращенного в вечность, гимн силе любви. И осознанию красоты…», — говорит художник.

 

Картины действительного члена академий художеств России, Узбекистана и Кыргызстана, профессора Баходира Джалала украшают частные и государственные коллекции в Узбекистане и за рубежом. В частности, они хранятся в Букингемском дворце, Британ­ском музее в Лондоне, Государственной Третьяковской галерее в Москве.

В дни выставки мне удалось встретиться и побеседовать с этим талантливым живописцем.

Баходир Фазлетдинович, в первую очередь я бы хотела вас поздравить со столь красивой, завораживающей выставкой. Разглядывая ваши шедевры, мне стало понятно, что вы живете в трех ипос­тасях — в прошлом, настоящем и будущем. И где-то в глубине души вы все еще ребенок с большим сердцем. В картинах запечатлен ваш неординарный внутренний мир…

— Да, конечно, вы правы. Вы знаете, на каждом уровне сознания, будь ты ребенком, молодым или же пожилым человеком, на каждом этапе ты даешь разные оценки окружающему тебя миру, красоте. И в этом есть своя гармония. С годами ты начинаешь на все живое смотреть по-другому. Трава, животные, подводный мир, небо, солнце, звезды… Ты понимаешь, что без них ты — ничто. И ты просто песчинка по сравнению с ними.

Если вы обратили внимание, эта выставка — не ретроспектива. В экспозиции представлены работы, созданные в последние годы. Это «Голубь мира», «Черные дыры Вселенной» — посвящение астрофизику Стивену Хокингу, «Венецианский фестиваль», «Молодой Амир Темур на охоте», «Память. Посвящение Накшбанди», «Через тернии к звездам. Per Aspera Ad Astra» и другие. Даже инсталляции есть. Я специально создал такую концепцию. То есть прошли годы, я уже другой, многое осознал в жизни. Попытался постичь даже музыку, ноты, вокал. Прочитал Данте, историю жизни и труды многих китайских, античных философов, великого Авиценны. Поэтому каждая работа — это смысл моей жизни и любви к ней.

В нашем сознании творческие люди, особенно художники, кажутся неземными, у них свой мир, свой взгляд на все происходящее. Вы давно и заслуженно считаетесь классиком изобразительного искусства Узбекистана. Лейтмотивом многих ваших философских работ являются размышления о смысле бытия, любовь и красота...

— Конечно. Помните, у Федора ­Достоевского: «Красота спасет мир». Смысл этой фразы уточнил великий художник Николай Рерих: «Осознание красоты спасет мир». Почему? Ведь красота — это путь к свету. Ибо сама красота есть свет. Через красоту войдет в нас свет и станет светлее вокруг. Именно поэтому «осознание красоты спасет мир». А красота и любовь — взаимосвязаны. И вера. Не зря же говорят — надо любить и верить.

Я вырос в красивой местности, в Ферганской долине. Отец мой из Маргилана. Он был одним из учеников на Маргиланской шелкомотальной фабрике, там же выпускали атласные ткани. Ну а наш атлас — это же нас­тоящее произведение искусства. Наверное, в моих генах заложена любовь к красоте и искусству. Кстати, отец учил меня с детства рисовать. Для меня это была хорошая школа. И еще я очень много читал биографии выдающихся людей. Вы знаете, жизнь и мир творческих людей — очень интересный и неор­динарный, у них сложная психология. Я все это старался впитать в себя и со временем четко осознал, что буду художником.

После школы окончил Республиканское художественное училище имени П.Бенькова (ныне — Республиканский художественный колледж), Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Репина, стажировался в Италии. По завершении образования занимался педагогической деятельностью, создал монументальные произведения в Узбекистане и за его пределами. В 2011 году мне присвоено звание академика Российской академии художеств.

Что касается тем моих картин, представленных на выставке, то, как видите, они очень разные. Это космос, война и мир, тонкая философия. Например, моя работа «Модницы» сделана во Флоренции. Увидев маски, шикарные одеяния, карнавал, я был пот­рясен! Много работ сделано во время поездок на Кубу, в другие страны. У каждой работы своя тематика, ну и, конечно же, все они создавались сквозь призму любви.

— В ноябре нынешнего года в Дубае известное издательство SKIRA (Италия) представило объемную монографию ­«Линия в вечность» (Aline to eternity), пос­вященную вашему творчеству. Насколько мне известно, вам недавно передали нес­колько авторских экземпляров?

— Да, это так. Но у меня небольшое количество альбомов. Пока этот мой альбом будет представлен в библиотеках, музеях, в ряде организаций Узбекистана. Но я очень надеюсь, что мне удастся и в Узбекистане выпустить альбом для поклонников настоящего искусства.

— Баходир ака, каково ваше отношение к публике, которая приходит на ваши выставки? Насколько она воспринимает ваши философские картины, в которых метафизика и история человеческой цивилизации слились воедино?

— Вы знаете, я думаю, даже уверен, что каждый из зрителей, увидев мои работы, пусть то природа, космос, абстракция, постарается понять их смысл. Так или иначе между зрителем и изображением происходит какая-то мистическая вибрация. Бывает, что говорят: «Мастер, мне совершенно не понятно, что здесь нарисовано, но мне так нравится!» То есть зритель не всегда может определить и выразить словами, что именно ему понравилось в картине. Но, вы знаете, в человеке настолько много заложено интересного, он может этого и не знать, но, увидев картины, просто почувствует это.

 

Юлдуз АРИПОВА,

корр. «Голоса Узбекистана».


Мнения и предложения

Защита от автоматических сообщений

Последние новости: