Ўзбекистон овози газетаси
  Ўзб  O'zb
 

В последнем номере



Самое читаемое



Актуальные темы



Архив

«    Iyul 2018   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
15.06.2018

ДОРОГИ ТВОРЧЕСТВА

Посетители Государственного музея истории Узбекистана и Музея олимпийской славы в Ташкенте непременно обращают внимание на монументальные настенные панно — «Амир Темур во всемирной истории», «Народное восстание и движение джадидов» и «Спортивные игры Древней Бактрии». Их создал художник-монументалист Алишер Аликулов.

Творчество А. Аликулова — это искусство больших общественных и гуманистических целей, волнующих и покоряющих людей своим содержанием. Тематика его работ отличается широтой и разнообразием. Работает в двух направлениях: монументальной настенной живописи и станковой (масляной) живописи. Он — участник многих республиканских и зарубежных художественных выставок. За серию исторических произведений, посвященных эпохе Амира Темура и Темуридов, награжден высокой государственной наградой — медалью «Шухрат».

Ваше творчество отличает глубина проникновения в суть отображаемых событий…

Да. К примеру, в ставшей дебютной монументальной росписи «Шохона ов» («Королевская охота») я стремился найти новые подходы в решении многофигурных панно. В настенной росписи «Великие предки» в обобщенных образах представлено богатое духовное достояние и величие наследства нашего народа. Настенные живописные произведения, написанные мною в содружестве с другими художниками, можно увидеть также в интерь­ере здания Театра юного зрителя («Сказки народов мира»), в Ташкент­ском зоопарке («Подводный мир»).

Любовь к творческому самовыражению начинается с детства. А каким оно было у вас? Ощущали ли вы потребность стать художником с самого начала?

Я родился в Ташкенте. Рисовать начал с детства. Желание творить было настолько сильным, что, несмотря на перспективу получения золотой медали, оставил после окончания 9-го класса школу и поступил в художественное училище имени П. Бенькова (ныне — Республиканский художественный колледж).

После окончания училища в 1987 г. был призван в армию. Отслужив положенный срок и вернувшись в Ташкент, решил продолжить художественное образование уже в Ташкентском театрально-художественном институте (ныне — Национальный институт художеств и дизайна имени К. Бехзода), на отделении монументально-декоративного искусства. Там преподавали Г. Кадыров, Р. Худайбергенов. Большое влияние на формирование моих основных принципов художественного творчества оказал Б. Джалалов, замечательный художник-монументалист, живописец.

Целый цикл своих произведений вы посвятили Амиру Темуру. Этот герой вам особенно близок?

Период в истории страны, связанный с именем великого государственного деятеля и полководца Амира Темура, — поворотный момент в истории Узбекистана. Это неисчерпаемый источник для вдохновения. К образу Амира Темура постоянно обращаются художники как к личности всемирного масштаба. Амиру Темуру я посвятил несколько своих работ, выполнив их в технике станковой живописи. Это — «Победа Амира Темура над Тохтамышем», «Мавзолей Гур-Эмир» и «Самаркандский рынок». В первой картине я отобразил события, связанные с третьим походом Амира Темура против золотоордынского хана. На ней я постарался передать весь накал битвы, которая окончилась полным поражением Тохтамыша. Я стремился «расширить» формат полотна, создать впечатление бесконечно глубокого пространства, в котором происходит непрерывное многосложное действие — своего рода проекция напряженной истории страны, героическая эпопея грандиозной битвы светлого начала над темным злом.

На другом полотне «Мавзолей Гур-Эмир» я изобразил одно из замечательных архитектурных сооружений эпохи Амира Темура, ставшее усыпальницей для него самого и членов его семьи. Произведение отличают ясная сплавленность свето-воздушной среды, мягкость цвето-тональных отношений. Известно, что это полотно и поныне украшает одно из помещений здания штаб-квартиры ЮНЕСКО. Оно спокойно, величественно, прославляет могущество государства Амира Темура и его деяния.

Третья картина «Самаркандский рынок» — это уголок хотя и мирной, но бурлящей, кипучей жизни. В композиции я передал гамму самых разнообразных эмоциональных оттенков и нас­троений. Картина находится в Государственном музее истории Темуридов.

Какими, по вашему мнению, качествами и приемами должен обладать и владеть художник?

Создавая ту или иную картину, художник не может уйти от выявления позиций и устремлений изображаемых героев, от выражения своего к ним отношения и трактовки существа их характеров и взаимоотношений с позиций определенного общественно-эстетического идеала. Творя по велению своего сердца, он бесчисленными нитями связан с интересами и духовными ценностями своего народа и ориентируется на эти ценности и интересы. Обычно перед тем, как приступить к работе, художник создает многочисленные эскизы, в которых конкретизирует свой замысел, разрабатывает отдельные детали, колорит будущего произведения.

Сам же процесс работы над картиной подразделяется на несколько стадий, художник одновременно работает над рисунком, композицией, «лепкой» форм и колоритом. Я отдаю предпочтение многофигурным композициям, реалистическому методу отображения действительности. Для меня важны сюжет, отвечающий запросам социума, достоверность в передаче исторических событий, точность в деталях.

Вы не только художник-монументалист. Вам близка и тема бытового жанра?

Помимо крупномасштабных произведений, я пишу и небольшие картины, можно сказать, для души. Это работы «Подарок», «Музыканты», «Отдых», «Непокорная», «Хива», на которых изображены конкретные сцены мирной жизни с ее радостями и живым разнообразием. Они радуют свежестью взгляда на мир, прос­тотой и искренностью чувств, тонким заинтересованным отношением к природе. Они реалистичны, красочны, динамичны, в них присутствует национальный колорит. Например, в «Хиве» я изобразил не помпезные архитектурные памятники, с которыми ассоциируется этот город, а небольшую улочку старого города с ее глинобитными постройками, в которых живут простые хивинцы. Особенно люблю изображать коней, то вздыбленных, укрощаемых, то мирно пьющих из водного источника.

Что бы вы пожелали своим молодым коллегам?

Ткань искусства очень чутка к проявлениям лжи, лицемерия, равнодушия. Наше время открыло гигантские перспективы видения нового. И это новое мы, художники, претворяем в своей душе, в глубинах своего творческого интеллекта, отдаем его своему народу в наших произведениях.



Лариса ЛЕВТЕЕВА,

искусствовед, член НДП Узбекистана.



DB query error.
Please try later.