Ўзбекистон овози газетаси
  Ўзб  O'zb
 

В последнем номере



Самое читаемое



Актуальные темы



Архив

«    Iyul 2018   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
08.06.2018

ТАМИЛЛА МУХАМЕДОВА: «ТЕАТР — ЭТО МОЙ ДОМ, БАЛЕТ — МОЯ ЖИЗНЬ»

В майские дни в Ташкенте прошел I Международный фестиваль балетного искусства «Palette of Ballet» («Палитра балета»). Его цель организаторы определили как поднятие престижа и популяризация балета в нашей стране, привлечение партнеров для расширения возможностей по организации гастролей.

Ярким событием фестиваля стал бенефис примы-балерины Государственного академического Большого театра имени Алишера Навои, заслуженной артистки Узбекистана Тамиллы Мухамедовой.

Почти четверть века — 24 года — отдала она театру, который стал для нее домом, семьей. За плечами Тамиллы — участие в международных конкурсах в США, Франции, стажировка в Большом театре в Москве и Королевской балетной школе Эдинбурга в Шотландии, гастроли с ГАБТ в Гонконге, Индии, Китае, Малайзии, Пакистане, Сингапуре, Таиланде Турции, Японии.

— Тамилла, когда вы поняли, что балет — это ваше? Как началась ваша работа в ГАБТ имени Алишера Навои?

— По рассказам мамы, я, двух-трехлетняя девочка, слыша любую мелодию, сразу начинала танцевать. Став постарше, по телевизору смотрела балет и восхищалась тем, как красиво двигались на сцене артисты, как они поднимались на носочки. На вопрос мамы: «Хочу ли я стать балериной?» — ответ был очевиден. Я поступила на классическое отделение Ташкентского хореографического училища (ныне — Ташкентская государственная высшая школа национального танца и хореографии). Первый год учебы мы постигали азы балета, узнавали, что такое позиция, поворот тела. На второй — вставали на пуанты. Чем взрослее становились, тем больше времени уходило на занятия. В старших классах после десяти уроков у нас были вечерние репетиции.

Когда училась в выпускном классе, главный балетмейстер ГАБТ пришел в училище, чтобы отоб­рать способных девочек, которые могли бы влиться в театральную труппу. Я попала в пятерку лучших.

Началась практика в театре, мы входили в стажерскую группу, нас трудоустроили на полставки. После окончания хореографического училища я уже через год стала одной из ведущих балерин театра.

— Какими качествами должна обладать балерина, чтобы ей доверили ведущие роли в спектаклях?

— Главное в балете — физическая подготовка и техника. Нап­ример, если ты правильно танцуешь адажио со всеми пируэтами, поддержками, поворотами, чисто исполняешь вариацию с арабесками, прыжками, 32 фуэте, значит, ты достойна быть примой. Но успех зависит не только от того, как ты танцуешь, заметил ли тебя балетмейстер, но и от внутренних качеств балерины. Она должна обладать трудолюбием, артистичностью, сценизмом — то есть свободно держаться на сцене, иметь контакт со зрителем.

Если говорить обо мне, то я в профессии жесткий, требовательный к себе человек, самокритичный. Балет настолько сложен и непредсказуем, что сегодня у тебя может получиться все, а завтра — ничего. На репетициях ноги легкие, а выходишь на сцену — осевшие. Опытная балерина должна уметь грамотно распределять свои силы. Конечно, с годами ты нарабатываешь технику, но перед спектаклем творческие люди всегда волнуются. Это нормально, ведь ты хочешь выступить достойно.

Нас учили, что зрители пришли на балет наслаждаться красотой движений, и их не должно занимать, как ты себя чувствуешь, тяжелые у тебя ноги или нет. За почти четверть века работы в театре я никогда не отменяла свои спектакли. Балет — это моя жизнь. Танцую в любом состоянии, даже если у меня температура. Очень люблю свою профессию, балетное дело, зрителей. Если в зале будет сидеть только один человек — станцую для него.

— А как у вас сложились отношения с партнерами по сцене?

— У нас дружная труппа: любовь к балету сплотила. Недавно я подсчитала, сколько у меня было партнеров — за 24 года более 30 человек. Со всеми у меня здоровые рабочие отношения. Взаимодействуя в паре с танцовщиком, ты ищешь с ним компромисс. Если тебе или ему что-то неудобно, то надо пробовать разные варианты тех же поддержек. Когда партнер о чем-то меня просит, всегда иду ему навстречу.

С учетом того, что я видела за границей, могу сказать, что отечест­венный балет внес свой весомый вклад в развитие мирового балета. Об этом говорит и география гастролей нашего театра. Я горжусь узбекским балетом!

— Кто в профессии для вас эталон — Павлова, Уланова, Плисецкая?

— Конечно, эти балерины — легенды. Но я обожаю Екатерину Максимову и нашу великую узбекскую балерину Галию Измайлову. Каждая из них — целая эпоха мирового балета. Дважды я пересекалась с Максимовой. Один раз в Москве в Большом театре. Тогда я готовилась к Парижскому международному конкурсу артистов балета, где представляла Узбекистан. Встретив Максимову, чуть сознание не потеряла, моя педагог представила меня Екатерине Сергеевне. Потом повстречалась с ней уже в Париже. Мы, конкурсанты, ждали документы, и я увидела народную артистку, поздоровалась с ней, обменялась парой фраз.

— Вы исполняете партии классического репертуара. А какой самый любимый ваш спектакль?

— Все спектакли любимые, но самый любимый — «Щелкунчик». В этом балете чувствую себя и ребенком, и принцессой. Новогодняя ночь, елка, Маша засыпает и попадает в сказку. Ее кукла Щелкунчик превращается в прекрасного принца, героиня с ним танцует, он ведет ее в волшебный мир, показывает чудеса. А потом девушка просыпается, и оказывается, что это был всего лишь сон. Именно в этом спектакле я радуюсь сказке, как маленькая.

— Что можете пожелать начинающим балеринам?

— Если вы захотели связать свою жизнь с балетом и поступили в хореографическое училище, то не бросайте. Тут главное — желание танцевать и трудолюбие. Да, поначалу будет больно мышцам. Но, как говорится, тяжело в ученье — легко в бою. Балет — это удивительный, прекрасный, многогранный вид искусства.

 

Насиба САБИРОВА



DB query error.
Please try later.