Ўзбекистон овози газетаси
  Ўзб  O'zb
 

В последнем номере



Самое читаемое



Актуальные темы



Архив

«    Yanvar 2018   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
22.12.2017

СИЛА ДУШИ

Женщин-художниц, особенно монументалистов, не так уж много. Это и понятно. Монументальное искусство требует огромного эмоционального и физического напряжения, да и традиционное представление о женском творчестве как камерном, сугубо лиричном формирует стереотип, из рамок которого трудно выйти. Это дается очень сильным людям, к которым, безусловно, можно причислить Елену Королькову.

Она автор десяти монументальных работ в техниках энкаус­тики, темперы, мозаики. Вместе с тем она не ограничивается только монументальной живописью, диапазон ее творчества охватывает такие жанры, как психологический портрет, тематическая картина, натюрморт. Ей присущ особый, «женский» взгляд на окружающий мир, полный лиризма и нежности, фантазии и творческой энергии. Живописные работы художницы яркие, переполнены цветом и предметами, их отличают энергичная манера исполнения, динамика композиции.

Работы Е.Корольковой регулярно выставляются на различных художественных выставках, ее произведения приобретены частными коллекционерами Франции, Англии, России, США.

Свое творчество она сочетает с преподавательской деятельностью, являясь доцентом кафедры рисунка в Национальном институте художеств и дизайна имени К.Бехзода. За вклад и развитие в области образования, искусства и культуры молодежи Е.Королькова награждена Золотой медалью Академии художеств Узбекистана.

— Елена Федоровна, расскажите, пожалуйста, о своих первых шагах в постижении искусства монументальной живописи.

— После окончания живописно-педагогического отделения Республиканского художественного училища имени П.Бенькова (ныне — Республиканский художественный колледж) я поступила в Ташкентский театрально-художественный институт (ныне — Государственный институт ­искусств и культуры) на отделение монументально-декоративной живописи, в мастерскую профессора В. Жмакина. Училась у таких известных художников, как Ч.Ахмаров, В.Соседов, Н.Кузыбаев, И.Рубин, Г.В.Моисеев, ­Р.Беляева. После окончания института в 1976 году мне предложили преподавать на кафедре рисунка в Национальном институте художеств и дизайна. Одновременно я вошла в состав творческой группы монументального цеха Ташкентского художественного комбината «Рассом».

— Какие из своих монументальных работ вы считаете наиболее удачными?

Я работала на объектах разного назначения, использовала широкий диапазон монументальных техник, старалась гармонично сочетать внешнее оформ­ление и интерьер. Считаю удачными решения в оформлении дошкольного образовательного учреждения № 329 в Ташкенте, Института акушерства и гинекологии, фасада здания Гидрометцентра. При разработке проектов включала в современный интерьер живописные панно и орнаментальные композиции. К примеру, в монументальном панно «Счастливое детство» в ДОУ использовала яркие краски, которые позволили мне передать беззаботные ощущения детства и в то же время рождают чувство перспективы, устремленности в будущее. Для этого же детского сада выполнила еще одно панно под названием «Весна». Его главными героями также являются дети — девочки и мальчики в нарядных платьицах и костюмчиках, играющие, танцующие, выпускающие на волю голубей, сог­ретые теплым солнышком, в окружении ярких цветов, стрекоз, бабочек.

Панно «Рождение и жизнь» в здании Института акушерства и гинекологии — многофигурная композиция, выполненная в технике темперы и передающая радость людей, встречающих появление новой жизни.

— Наверное, трудно вам, женщине, работать в такой сложной профессии?

— Действительно, непросто. Ведь надо подолгу стоять на лесах. Работе на объекте предшествовала подготовка эскиза, затем его перевод на картон, исполнение в натуральную величину, утверждение художественным советом. Работы в технике энкаустики и темперы выполняла сама, и только мозаичные панно по моим эскизам и картону выполняли уже другие мастера.

— Вы успешно совмещаете творчество с преподавательской деятельностью. Какие формы обучения используете на кафедре рисунка?

— Наряду с традиционными формами обучения использую новые инновационные технологии. Основной упор делаю на практические занятия. В течение года постоянно отбираю лучшие работы студентов прошлых лет, которые являются своего рода учебным пособием и подбираются по темам и курсам. Студенты старших курсов и магистранты пользуются Интернетом, экспериментируют в различных техниках и подходах к рисунку и живописи, а на младших курсах пользуются при необходимости компьютером для изучения рисунков и живописных работ старых мастеров, увеличенных фрагментов картин.

Мои студенты часто участвуют со своими работами в художественных выставках, в частности в рамках «Недели творчества» Академии художеств Узбекистана. Провожу «открытые уроки», основная цель которых — научить студентов переводить трехмерную форму в двухмерное прос­т­ранство, добиваться композиционного размещения изображаемого объекта или объектов на плоскости.

— Вместе с тем вы регулярно выставляете свои работы на различных выставках. Какие из направлений вам ближе всего?

— Значительное место в моем творчестве занимают произведения в жанре портрета. Стараюсь передать красоту, возвышенность, одухотворенность людей. Каждый образ обладает только одному ему присущими чертами, и в каждом я стараюсь отразить только одному ему присущую индивидуальность. Удачными считаю такие работы, как «Автопорт­рет», «Володя», «Мариночка», «Женщина в голубом», два безымянных женских портрета и некоторые другие. Особенно близка мне поэтичная картина «Подсолнухи», заполненная огромными оранжево-желтыми шляпками цветков «спутника Солнца». Фигурка девчушки с большими бантами на русой головке, с ведерком в руке как бы прос­тупает на зеленовато-голубом фоне стеблей и листьев. Она так же, как и подсолнух, тянется к жизни, к свету.

Очень люблю писать натюрморты. Например, в «Астрах» белые, синие, ярко-красные тона букета удачно сочетаются с коричневым блеском керамической вазы. Небольшой желтый плод на бело-голубой тарелке из «Натюрморта с лимоном» ярко оттеняет пышный букет, составленный из белых, красных и фиолетово-розовых кис­тей сирени.

— Некоторые ваши работы следуют традициям восточной миниатюры...

Да, в свое время меня привлекла эта техника своими контрастными цветовыми сочетаниями, некоторой схематичностью изображения, плавностью линий, изяществом. В этой технике мною были выполнены такие работы, как «Танец», «Вос­точная русалка», «Закат». Последняя работа отличается тонким проникновением в чувство. На этой картине я изобразила влюбленных юношу и девушку, одетых в колоритные восточные костюмы, которые музицируют на фоне оранжево-красного закатного солнца.

 

Лариса ЛЕВТЕЕВА,

искусствовед, член НДП Узбекистана.


Мнения и предложения

Защита от автоматических сообщений

Последние новости: