Ўзбекистон овози газетаси
  Ўзб  O'zb
 

В последнем номере



Самое читаемое



Актуальные темы



Архив

«    Yanvar 2018   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
26.05.2017

В ЦЕЛЯХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ

В условиях структурной модернизации экономики все большее внимание привлекает к себе туризм. Его особенность как отрасли хозяйства заключается в мультипликативности, что обусловлено обслуживанием отрасли предприятиями, компаниями и организациями различных сфер экономики, причем часто весьма отдаленных друг от друга. Специфика эффективного функционирования туризма проявляется в синергетическом эффекте взаимодействия вовлеченных в туристскую деятельность субъектов хозяйствования в конкурентной среде рынка.

Согласно третьему направлению Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017—2021 годах — «Развитие и либерализация экономики», предусматривается, в том числе, и ускоренное развитие индустрии туризма, повышение ее роли и вклада в экономику, диверсификация и улучшение качества туристских услуг, расширение туристской инфраструктуры.

В этом плане важное значение имеет Указ Президента Республики Узбекистан от 2 декабря 2016 года «О мерах по обеспечению ускоренного развития туристской отрасли Республики Узбекистан», направленный на создание необходимых условий для развития отечественной индустрии туризма, повышение ее роли и значимости в обеспечении ускоренного роста экономики республики, открытие новых рабочих мест.

Для построения эффективной конкурентоспособной экономики необходимо создание туристского кластера, в котором немалое внимание будет уделяться государственно-частному партнерству. Именно оно может способствовать решению таких проблем, как слабая транспортная и туристская инфраструктура, низкий уровень сервиса и слабое кадровое обеспечение отрасли, и многих других. В целом эти проблемы типичны для любого региона Узбекистана, однако в каждом конкретном случае они могут решаться по-разному.

В этой связи появление на туристском рынке кластеров как формы организации туризма весьма обосновано, поскольку именно туристский кластер объединяет в себе сообщество организаций, тесно связанных отраслей, взаимно дополняющих друг друга и способствующих росту своей конкурентоспособности и, соответственно, туризма в кон­кретном месте. Его особенности по сравнению с другими формами организации заключаются в большом числе участников, их сотрудничестве, а также динамичности деятельности, поскольку туристский спрос меняется во времени и пространстве.

В качестве примера организовать туристские кластеры можно в Самарканде, Бухаре и Хиве. Их создание базируется на государственно-частном партнерстве, когда государственные и частные средства вкладываются в развитие туризма на кон­кретной территории. Действительно, в условиях дефицита местных бюджетов складывается ситуация, когда и государство, и частный бизнес отдельно не способны в полной мере инвестировать средства в новые крупные проекты. Отсюда возникает необходимость государственно-частного партнерства. В долгосрочной перспективе — это эффективный инструмент создания инновационной экономики, в том числе устойчивого развития туристской отрасли.

Взаимодействие органов государственного и местного управления и бизнеса в первую очередь касается проектирования, капитального строительства, создания инфраструктуры, в которой чрезвычайно заинтересована туристская отрасль. Известно, что существует много форм государственно-частного партнерства, в том числе концессионные соглашения, государственные контракты, государственно-част­ные арендные отношения, государственно-частные предприятия. Но при этом до сих пор эта деятельность не имеет законодательного обеспечения. Это свидетельствует о необходимости скорейшей разработки государственных законов применительно к данной сфере деятельности.

В качестве примера можно рассмотреть вопрос финансирования туристской отрасли в городе Самарканде. Распределение государственных и частных средств в ней будет идти следующим образом: создание инфраструктуры энергетического хозяйства, связи транспортной сети, автостоянок будет осущест­вляться за счет бюджетных средств, а строительство туристских объектов — торгово-развлекательных, спортивных комплексов, спа-центров, гостиниц — за счет частных инвестиций.

И еще один пример удачного соотношения государственных и частных инвестиций — это проект создания туристского комплекса при Самаркандском гребном канале. На его базе администрация Самаркандской области совместно с частными предпринимателями на основе партнерства создадут Центр зимних видов спорта. Цель проекта — наряду с развитием экологического и познавательного туризма улучшить социально-экономическое развитие региона. Так, в результате создания центра в области возрастет объем инвес­тиций, а за счет увеличения числа гостей в гостиницах доходы от туризма возрастут в три раза. Кроме того, будут созданы новые рабочие места, вырастет среднемесячная заработная плата.

Эти примеры свидетельствуют о позитивном влиянии турист­ских кластеров на экономику регионов.

Вместе с тем можно привести некоторые примеры, когда создаваемые проекты с весьма высокими объемами инвестиций не приведут к ожидаемым результатам. Дело в том, что в некоторых проектах, основанных на государственно-частном партнерстве, при прогнозных оценках объемов ожидаемого туристского потока и получения доходов от туризма не учитываются издержки на поддержание и сохранение природного ландшафта, который может быть нарушен в результате неправильно организованной туристской деятельности. При организации свободных турист­ских территорий практически нигде не ставятся вопросы состояния и устойчивости природной среды. Между тем рекреационный пресс может привести к ее сильным изменениям и деградации.

Подобные несоответствия говорят о том, что при принятии инновационных проектов к работе в качестве экспертов должны привлекаться специалисты экологических, социологических, других служб.

Государственный комитет Республики Узбекистан по развитию туризма должен осуществлять сложную и ответственную деятельность по всестороннему изучению и принятию предлагаемых инновационных проектов с обязательным привлечением всех возможных экспертов разных отраслей хозяйства. Только тогда туристская отрасль может внести позитивный вклад в экономику той или иной территории и всей нашей страны в целом и давать стабильный эффект.

 

Баходирхон САФАРОВ,

доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой Самаркандского государственного университета.


Мнения и предложения

Защита от автоматических сообщений

Последние новости: