Ўзбекистон овози газетаси
  Ўзб  O'zb
 
10.07.2015

ВОЛШЕБСТВО МУЗЫКИ

Кого, как ни дирижера мы можем назвать истинным знатоком музыки, обладателем тончайшего слуха. Ведь это та персона, которая контролирует гармоничность игры целого оркестра, интонацию звучания каждого инструмента. Мы слабы перед проявлениями красоты, особенно в музыкальном искусстве. Конечно же, как ценители достойного, мы опускаем шляпы перед тем, что вызывает мурашки по телу, посредникам же, которые передают сию трепетную красоту, мы аплодируем стоя.

Человек, многократно вызывающий подобную волну оваций, — Дилшод МУТАЛОВ, художественный руководитель и главный дирижер Узбекского государственного оркестра академических народных инструментов. Указом Президента Республики Узбекистан Дилшод Муталов награжден медалью «Шухрат».

Дилшод Азизович, расскажите, как вы пришли в искусство?

Еще с раннего детства у меня был хорошо развит музыкальный слух. Получил начальное образование в музыкальной школе имени Глиэ­ра — ныне Республиканский специализированный музыкальный лицей, обучался игре на чанге. В 1986 году поступил в Государственную консерваторию Узбекистана, специализировался в игре на этом же, ставшем мне таким близким, национальном инструменте. Позже достиг немалых успехов в этом деле, побывал на гастролях в России, Германии, Франции, Испании и других странах.

Профессия музыканта дала мне множество невероятно интересных, насыщенных моментов. Я с удовольствием вспоминаю пройденные мною этапы на музыкальном поприще и каждый раз с теплотой берусь за игру.

Одно дело — играть на музыкальном инструменте самому, другое — дирижировать оркестром…

— Вообще-то, мне больше всего хотелось стать дирижером. Именно поэтому в 1993 году я снова поступил в Государственную консерваторию Узбекистана по классу оперно-симфонического дирижирования. Работая с оркестром, узнал про все прелести и тяготы этого искусства и ощутил некое родство с выбранной специальностью. Понял, что именно этим делом хочу заниматься и посвящу оставшиеся годы совершенствованию своего навыка. Испытываю неимоверную радость во время репетиций. Оркестр большой, на мне ответственность за дисциплину, и порой приходится проявлять чрезмерную строгость, потому что нельзя ни на секунду отвлекаться от игры. Иногда у нас бывает напряженный график, и всякое отклонение от репетиций приводит к торможению работы, а этого допускать нельзя.

Все, с кем я работаю, настоящие профессионалы, виртуозы своего дела. Для них в первую очередь важно качественно выполнить свою работу, так, чтобы во время выступления все звучало естественно, а слушатель был поглощен музыкой, которую мы исполняем.

Музыка способна творить чудеса. Она — прекрасный целитель человеческих душ. Какой смысл лично вы придаете своему творчеству?

— Действительно, далеко не все можно передать словами. В жизни человека бывают такие ситуации, когда невозможно подобрать слов. И здесь на помощь приходит волшебство музыки. Музыка — это невидимая рука помощи. Мы, люди искусства, можем помочь справиться с душевной болью. У нас особый язык общения, мы можем говорить с душой человека и если находим отклик, значит, наша работа была выполнена не зря. Музыканты по своей сути являются идеалистами и видят все в абсолютно ином виде. Этим я и объясняю свои слова о душе.

Вот, к примеру, когда ты сидишь один в комнате под грузом глубоких дум, которыми не собираешься делиться из соображений, что ты можешь быть непонятым, то включенная запись твоей любимой композиции может облегчить твою ношу. И ты больше не чувствуешь себя одиноким, потому что ты не один, комната не утопает в безмолвии, совсем близко звучат прекрасные мелодии.

И я счастлив тем, что эти красивейшие мелодии звучат в исполнении Узбекского государственного оркест­ра академических народных инструментов. Если люди будут слушать композиции, исполненные нашим оркестром, если эти мелодии станут для них духовной пищей, я буду счастливейшим дирижером. Смысл работы — в ее пользе народу.

 

Азизабегим АХМЕДОВА.



DB query error.
Please try later.