« Yanvar 2021 |
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
28 | 29 | 30 | 31 | 1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Не так давно, спускаясь к станции метро со стороны улиц Мустакиллик и Шахрисабзская, услышал крик молодого человека, полулежащего в инвалидной коляске, которую с трудом несли на руках двое мужчин. Колясочник, по-видимому, испугался, что второй несущий еле-еле справляется со своей задачей, и он может упасть на каменную лестницу, и потому просил помощи у прохожих. Вскоре такая помощь пришла со стороны еще одного мужчины, и человек в коляске немного успокоился. Другой раз пассажиры помогли женщине с детской коляской, которую она еле-еле тащила наверх. Это редкие случаи, ибо в нашем метро не часто встретишь людей с ограниченными физическими возможностями на колясках или мамаш с детской коляской, так как отсутствуют пандусы.
Об этих случаях я почти позабыл и вновь вспомнил на днях, просматривая на республиканском телевидении передачу с участием активистов НДП Узбекистана. Передача была посвящена проблемам людей с ограниченными физическими возможностями. Острую, злободневную тему подняли представители нашей партии и работники Национальной телерадиокомпании.
Наше государство много делает для всесторонней помощи людям с ограниченными физическими возможностями, их реабилитации. В 2017 году был принят Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по кардинальному совершенствованию системы государственной поддержки лиц с инвалидностью», разрабатывается закон «О правах лиц с инвалидностью». И все же проблемы еще остаются. Например, проблема пандусов для колясочников, которую в конце указанной передачи попыталась поднять одна из ее участниц. Однако из-за недостаточного внимания к этому вопросу со стороны телеведущего и нехватки эфирного времени эта актуальная тема не была раскрыта. А жаль.
Нужны ли нам пандусы, спросите вы, ведь и без них поезда метро ходят, наземный транспорт двигается исправно?! Нужны, очень нужны, так как пандус – это придуманная человеком пологая наклонность у входа в здание, станцию метрополитена, салон автобуса, используемая для подъема и спуска колясок с детьми или человеком, который без коляски не может двигаться.
А таких людей, которые имеют право на полнокровную жизнь и желают двигаться в пространстве, как здоровые люди, и очень надеются на создание для них благоприятной среды, немало. Кстати, в нашей столице начата работа по созданию пандусов, например, в некоторых подземных переходах (на станции метро «Буюк ипак йули», проспекте А.Кадыри и др.), но этого явно недостаточно. Пандусов почти нет на нашем общественном транспорте.
Руководители Ташкентского метрополитена, наземного общественного автотранспорта, дорожники, благоустроители, градостроители, проектировщики наверняка знают об этой проблеме не понаслышке, но почему-то считают ее второстепенной и игнорируют. Некоторые подземные переходы, соединенные с входом на станции метрополитена, оборудованы пандусами, но пользуются ими мало, так как далее спуск в метро и выход из станций – опять по лестнице без пандуса.
Что это? Недопонимание сути проблемы, чиновничье равнодушие или халатность? Не знаю, может быть, и то, и другое, а может, нехватка средств. Но если в нашем государстве столько делается для лиц с ограниченными физическими возможностями (строится жилье, создаются рабочие места, улучшается их медицинское обслуживание, они приобщаются к спорту и т.д.), то найдется немного средств и для оборудования пандусов, пусть даже облегченного типа (из шпал, как в некоторых подземных переходах, или деревянных, как в некоторых странах, о которых напомнила девушка в упомянутой телепередаче). Ведь метрополитен, например, зарабатывает и на рекламе. Посмотрите на его подземные станции – все стены, вагоны увешаны средствами рекламы, на мониторах тоже крутятся рекламные ролики, которые приносят немалые доходы.
Хочется, чтобы о пандусах не забыли и при строительстве новых станций замечательного Ташкентского метрополитена, подумали об этом и руководители городских автотранспортных организаций, занимающихся перевозкой пассажиров, и строители новых домов и административных зданий.
Мне кажется, что задачи по решению проблем лиц с инвалидностью, в том числе проблема пандусов, имеющих важное значение для тысяч наших соотечественников, значительная часть которых является нашим электоратом, и впредь должны стоять в центре внимания НДП Узбекистана, всех ее организаций, депутатов и активистов. Полагаю, эта тема должна занять соответствующее место и в Предвыборной программе партии. Надо на деле показать, что наша партия конкретно занимается вопросами создания доступной среды для граждан с ограниченными физическими возможностями.
Сабир КУРБАНОВ,
ветеран НДП Узбекистана.