Ўзбекистон овози газетаси
  Ўзб  O'zb
 
01.06.2018

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ — ЗАЛОГ ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Алия ЮНУСОВА, депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, член Комитета по демократическим институтам, негосударственным организациям и органам самоуправления граждан:

— Всемерная забота о подрастающем поколении, воспитание гармонично развитой личности являются приоритетными направлениями социальной политики нашей страны. Фундаментом обеспечения и защиты прав, свобод и интересов ребенка служит национальное законодательство, сформированное в Узбекистане за годы независимости.

Права ребенка получили приз­нание на международном уровне и выступают сегодня как общепризнанный правовой институт. Необходимость их защиты состоит в том, чтобы обеспечить возможности и благоприятные условия для свободного и полноценного развития детей.

Узбекистан является участником шести конвенционных международных договоров по правам ребенка. Одной из первых, к которым присоединилась наша страна, стала Конвенция о правах ребенка, ратифицированная парламентом Узбекистана в 1992 году. В соответствии со статьей 3 Конвенции, во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

Кроме того, государства-участ­ники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры. Государства-участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в част­ности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Следует особо отметить, что в Узбекистане законодательство в сфере обеспечения и защиты прав подрастающего поколения формируется с учетом того, что более 40 процентов населения страны составляют граждане до 18 лет.

Сегодня можно говорить о том, что в нашем государстве создана крепкая и устойчивая система законодательства по защите прав ребенка. Это подтверж­дается мнениями и позитивными оценками известных международных организаций и экспертов. Конституционно закреплено, что права несовершеннолетних находятся под защитой государства, дети равны перед законом вне зависимости от происхождения и гражданского состояния родителей, а материнство и детство охраняются законом. Важным шагом в этом направлении стало принятие в 2008 году Закона Республики Узбекис­тан «О гарантиях прав ребенка».

Укрепление правовой защиты детей осуществляется в нес­кольких направлениях. Одними из важнейших считаются права детей на образование, которое является приоритетным в сфере общественного развития Узбекистана.

Всегда актуальным в Узбекис­тане является вопрос обеспечения права детей на охрану здоровья. Конкретный механизм реализации права ребенка на квалифицированное медицинское обслуживание закреплен в Законе Республики Узбекистан «Об охране здоровья граждан». Эти права обеспечиваются также законами «О государственном санитарном надзоре», «О профилактике заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», «О наркотических средствах и психотропных веществах», «О лекарственных средствах и фармацевтической деятельности», «О профилактике йододефицитных заболеваний», «О защите населения от туберкулеза», «О социальной защищенности инвалидов» и другими.

Основные положения права ребенка на труд закреплены в главе «Дополнительные гарантии и льготы отдельным категориям работников» Трудового кодекса Узбекистана. Статьей 77 кодекса определен возраст для приема на работу лиц с шестнадцати лет. Законом Республики Узбекистан от 4 апреля 2008 года ратифицирована Конвенция о минимальном возрасте для приема на работу (Женева, 26 июня 1973 года). Согласно положениям статьи 2, минимальный возраст для приема на работу по найму не должен быть ниже возраста окончания обязательного школьного образования и, во всяком случае, не должен быть ниже 15 лет. В связи с этим в 2008 году Кабинет Министров Республики Узбекистан принял постановление «О мерах по реализации ратифицированных Республикой Узбекистан Конвенции о минимальном возрасте для приема на работу и Конвенции о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда», а также утвердил Национальный план действий по реализации положений двух конвенций.

Особое значение имеет обеспечение прав детей в судебной практике. В соответствии с Законом «О гарантиях прав ребенка», каждому ребенку гарантируются судебная защита его прав, свобод и законных интересов, право обжалования в суде незаконных решений государственных органов, органов самоуправления граждан и ННО, действий или бездействия их должностных лиц. Защита осуществляется родителями, заменяющими их лицами, а в случаях, предусмотренных законом, органом опеки и попечительства, прокурором, судом. Ребенок, признанный полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права, в том числе и на защиту. Дети имеют право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей и заменяющих их лиц, самостоятельно обращаться за защитой в орган опеки и попечительства. Механизм осуществления защиты прав детей регулируется непосредственно Гражданским, Гражданским процессуальным, Жилищным, Трудовым, Семейным, Уголовно-процессуальным кодексами, а также законами «Об обращениях граждан», «О прокуратуре», «Об Уполномоченном Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (Омбудсмане)», «Об адвокатуре», «О государственной власти на местах», «Об органах самоуправления граждан» и другими.

Важным этапом в деле совершенствования национального законодательства в сфере защиты прав подрастающего поколения является принятие Закона Республики Узбекистан «О профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних». Законом определена система органов профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Это — комиссии по делам несовершеннолетних, органы внутренних дел, управления образования и здравоохранения, образовательные и учреждения здравоохранения, органы опеки и попечительства, по труду и социальной защите населения.

Особое место в системе защиты прав ребенка занимают вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые направлены на усиление их социальной защиты.

Работа по совершенствованию законодательства в области защиты прав ребенка продолжается. Принят целый ряд законов. В частности, Закон Республики Узбекистан «Об опеке и попечительстве», Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан», где внесены изменения и дополнения в Семейный кодекс Республики Узбекистан касательно установления опеки и попечительства над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

Законы «О социальном партнерстве», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О физической культуре и спорте», «О государственной молодежной политике» и другие также отражают права ребенка.

Прошло достаточно времени со дня принятия Закона Республики Узбекистан«О гарантиях прав ребенка». На наш взгляд, возможно, наступило время для учреждения должности Уполномоченного по правам ребенка в Республике Узбекистан (детского Омбудсмана) в целях обеспечения гарантии государственной защиты прав, свобод и законных интересов ребенка, признания и соблюдения этих прав, свобод и законных интересов органами государственной власти, их должностными лицами и организациями.

Уполномоченный при осущест­влении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

Деятельность Уполномоченного должна дополнять сущест­вующие средства защиты прав, свобод и законных интересов ребенка, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции органов государственной власти, их должностных лиц, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав, свобод и законных интересов ребенка.

Возможно, поэтому целесообразно создание этого института при Президенте Республики Узбекистан.



DB query error.
Please try later.