Ўзбекистон овози газетаси
  Ўзб  O'zb
 

В последнем номере



Самое читаемое



Актуальные темы



Архив

«    Dekabr 2018   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
02.03.2018

МОЩНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

устойчивого роста экономики

Современный Узбекистан имеет огромный потенциал для развития туризма. В нашей стране расположено более 7,3 тысячи объектов культурного наследия, многие из которых включены в соответствующий список ЮНЕСКО. Это свидетельствует о том, что в Узбекистане имеются все условия для превращения туризма в одну из важных отраслей социально-экономического комплекса. Туризм играет важную роль в создании новых рабочих мест, повышении благополучия населения, увеличении валютных и налоговых поступлений.

Однако, как отметил Президент Шавкат Мирзиёев на видеоселекторном совещании, посвященном критическому анализу результативности принимаемых мер по увеличению потока зарубежных туристов, дальнейшему развитию внутреннего туризма, улучшению и расширению видов туристических услуг, колоссальный потенциал нашей страны в сфере туризма долгие годы не использовался в полной мере.

Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по обеспечению ускоренного развития туристской отрасли Республики Узбекистан» от 2 декабря 2016 года придал новый импульс реализации программных проектов в этой сфере. Масштабность выдвинутых в указе задач заключается в том, что наиболее полное использование туристического потенциала будет играть важную роль в поднятии на новый уровень социально-экономических и финансовых возможностей нашей республики. Данный документ стал основополагающим, направленным на обеспечение дальнейшего ускоренного развития туристской отрасли, придание туризму статуса стратегического сектора экономики, превращение его в мощный инструмент устойчивого роста экономики страны.

В указе было предусмотрено всеобъемлющее и эффективное использование туристического потенциала, ускоренное развитие наряду с традиционным культурно-историческим направлением других перспективных видов туризма — паломнического, экологического, познавательного, этнографического, гастрономического, спортивного, лечебно-оздоровительного. Развитие детского, молодежного, семейного, социального туризма для лиц пожилого возраста связано с реализацией национальной и региональных программ.

Изучение и анализ этого вопроса подняли широкий пласт проблем, связанных с развитием туризма. Современная турист­ская индустрия — это многогранная деятельность, объединяющая в себе историко-образовательную, культурную, бизнес-сферы, сервис. Ее уровень и доходность зависят от нескольких комплексных взаимосвязанных факторов. Несмотря на имеющийся потенциал, доход от туризма в Узбекистане ныне не превышает два процента от ВВП, тогда как в других странах (Испания, США, Франция, Египет, Малайзия, ОАЭ) доходы от туризма составляют от 10 до 45 процентов от ВВП. Такой контраст в цифрах доходности от туристической индустрии заставляет задуматься о причинах и поисках решения этой проблемы. Ибо развитие туризма в стране способствует повышению притока инвестиций, поступлению валюты за счет увеличения экспорта услуг, соз­данию новых рабочих мест, качественному улучшению сервиса.

Сегодня туризм является доходной и стабильно развивающейся отраслью, его доля в мировой экономике составляет 10,2 процента, годовой объем — 7,6 трлн долларов, доля в общей занятости — 9,2 процента. То, что показатель занятости в этой отрасли нашей республики составляет около трех процентов, свидетельствует о том, что в данной сфере существуют неиспользуемые резервы.

В республике за короткий период принято более 20 нормативно-правовых актов, которые заложили основу новой государственной политики в сфере туризма. Только в феврале 2018 года Президент Шавкат Мирзиёев принял четыре важных документа касательно этой сферы, что является воплощением уделяемого государством высокого внимания развитию туризма. Данными документами определены приоритетные задачи по решению накопившихся в отрасли проблем, повышению туристического потенциала, предоставлено множество льгот и преференций для дальнейшего развития внутреннего туризма.

Опыт управления туризмом в развитых странах мира (США, Франция, Великобритания, Австрия, Испания) свидетельствует о высокой эффективности развития туристской отрасли при четком определении функций органов государственного управления этой сферой. Изучение международного опыта показывает, что в странах с развитой туристической индустрией, таких, как Франция, Турция, Греция, Египет, Япония, в государственном управлении туризмом четко разграничены функ­ции государственного управления, контроля туристской отрасли и ведения коммерческой деятельности. Инфраструктура туризма в Узбекистане требует также комплексного совершенствования и поднятия до уровня международных стандартов, поскольку туристический пакет формируется из основных, дополнительных и сопутствующих туристических услуг. В странах с развитой туристической отраслью их перечень достигает до 500.

Для эффективной реализации государственной политики, организации и координации выполнения указанных целевых задач и приоритетов на базе Национальной компании «Узбектуризм» соз­дан Государственный комитет Республики Узбекистан по развитию туризма с отделениями и уполномоченными представителями в регионах страны. Деятельность Госкомтуризма направлена прежде всего не на осуществление контрольных и административных функций, а на всемерное содействие повышению предпринимательской активности в сфере туризма, устранение всех прег­рад и барьеров, препятствующих развитию туризма, развитие конкуренции на рынке туристских услуг. Использование бизнес-модели, предполагающей активное участие частного сектора и населения при поддержке правительства республики, развитие туризма через сохранение и пропаганду культурного наследия может стать важным драйвером экономического роста в стране. Так, количество туристов, посетивших страну в 2017 году, превысило 2 млн 700 тысяч, то есть значительно увеличилось по сравнению с 2016 годом.

Общеизвестно, что международный туризм в современном мире является частью глобальной экономики и сформировавшейся индустрией. Для того, чтобы туристическая отрасль Узбекистана вошла и достойно представляла нашу страну в глобальном туризме, необходимо соответствовать всем международным требованиям в области туризма. Узбекистан, являясь действительным членом Всемирной туристской организации ЮНВТО (UNWTO) с 1993 года, согласно ст.5 Устава, принял на себя соответствующие обязательства. При рассмотрении международных аспектов туризма в рамках сотрудничества Узбекистана с ЮНВТО можно выделить следующие направления: международно-правовое регулирование туризма, внедрение международных стандартов в области туризма, международное сотрудничество в области подготовки кадров. Сотрудничество с ЮНВТО в настоящее время ограничивается лишь программой «Великий шелковый путь», где наряду с Узбекистаном участвуют более 20 государств, конференциями, выставками, семинарами.

В этой связи, на мой взгляд, необходимо акцентировать внимание на международную сос­тавляющую туризма, разработать комплекс мер по соответствию туристической инфраструктуры всем международным требованиям в области туризма. Это обуславливает необходимость активизации сотрудничест­ва со Всемирной туристской организацией, в том числе и в рамках программы «Техническое сотрудничество».

Важно также отразить в нацио­нальном законодательстве Узбекистана правила, принятые ЮНВТО. Как известно, в настоящее время активно идет работа над новой редакцией проекта закона «О туризме». С правовой стороны их не обязательно имплементировать. Учитывая, что рынок туристических услуг обширный и на этом рынке жесткая конкуренция за туристов, в этом смысле учет положений и рекомендаций ЮНВТО мог бы способствовать улучшению турис­тического сервиса и бизнес-климата в сфере. Поскольку в привлечении туристов заинтересована в первую очередь принимающая сторона, а, следовательно, международные стандарты — это необходимое условие повышения экспорта услуг.

Реализация эффективной государственной политики в целях содействия популяризации историко-культурного наследия нашей страны способствовала увеличению количества иностранных туристов. В частности, в 2017 году осуществлены такие меры, как внедрение в международных аэропортах системы таможенного контроля «зеленый коридор» для иностранных туристов, упрощение процедур прохождения паспортного и таможенного контроля, получения багажа, улучшение транспортного обслуживания. С 10 февраля текущего года установлен безвизовый режим сроком на 30 дней для граждан Израиля, Индонезии, Кореи, Малайзии, Сингапура, Турции и Японии. Кроме того, упрощен порядок выдачи виз гражданам 39 стран. С 1 июля 2018 года будут внедрены электронные визы.

Говоря об ожидаемых результатах в 2018 году в рамках концепции по внедрению национальных туристических продуктов и брендов на международный туристический рынок, можно отметить и то, что послами туризма Узбекистана в зарубежных странах станут видные представители политических, деловых, культурных и спортивных кругов, а запуск пластиковых карт Uzbekistan Pass, которые будут действовать на всей территории страны, даст зарубежным гостям возможность покупать товары и оплачивать услуги со скидкой.

Узбекистан запустит систему электронных виз E-Visa, что позволит путешественникам подавать все документы и анкеты через Интернет и в короткие сроки получить ответ. Это позволит отойти от устаревшей процедуры с отстаиванием очередей в посольстве. Поставлена задача привлекать туристов к паломническому туризму — зиёрат. К святым местам в Узбекистане организуют чартерные рейсы, будут решаться транспортные и логистические вопросы и многое другое.

Туризм является одной из интенсивно развивающихся и приносящих высокий доход отраслей в мире, которая не только способствует укреплению международных социально-экономических, культурно-духовных связей, но и укреплению взаимопонимания и дружбы со всеми народами мира.

 

Омон МУХАМЕДЖАНОВ,

доктор юридических наук.



DB query error.
Please try later.