Ўзбекистон овози газетаси
  Ўзб  O'zb
 
07.04.2017

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВИДЫ НАКАЗАНИЯ —

важный фактор либерализации уголовного законодательства

Одной из главных особенностей судебно-правовых реформ, осуществляемых в Республике Узбекистан на современном этапе, выступает либерализация уголовного законодательства, в том числе постепенное сокращение сферы применения уголовного наказания в виде лишения свободы.

Применение наказаний, не связанных с лишением свободы, обеспечивает соблюдение рекомендаций, содержащихся в международно-правовых документах, которые, в частности, ориентируют на сокращение назначения наказаний в виде лишения свободы путем расширения альтернативных лишению свободы наказаний. Процесс реформирования правовой системы, построения ее на принципах уважения прав, свобод и законных интересов человека, приоритета общечеловеческих ценностей затронул и институт исполнения уголовных наказаний.

Подтверждением тому явился подписанный 29 марта текущего года главой государства Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием дополнительных мер по обеспечению гарантий надежной защиты прав и свобод граждан». Данным законом в систему уголовных наказаний вводится новый институт наказания в виде обязательных общественных работ, который на практике таких зарубежных стран, как Германия, Франция, Польша, Россий­ская Федерация, Беларусь, Казахстан, Азербайджан, доказал свою эффективность и действенность. Так, обязательные общественные работы устанавливаются на срок от ста двадцати до четырехсот восьмидесяти часов и отбываются не свыше четырех часов в день в течение шести месяцев, а при возникновении обстоятельств, не зависящих от осужденного, — до одного года.

Введение обязательных общественных работ в нацио­нальное уголовное законодательство позволит снизить вероятность вовлечения осужденных в повторную преступность путем обеспечения эффективного контроля за их поведением и исключения попадания в преступную среду при сохранении обычных условий жизнедеятельности.

Основные цели принятого закона сводятся к следующим аспектам: гуманизация системы уголовных наказаний, обеспечение наилучших условий для возвращения осужденных к нормальной жизни в обществе; соблюдение рекомендаций, содержащихся в международно-правовых документах, которые, в частности, ориентируют на сокращение назначения наказаний в виде лишения свободы путем расширения альтернативных лишению свободы наказаний; обеспечение «разгрузки» системы исполнения исправительных работ; устранение негативной ситуации, когда осужденные остаются без контроля в течение долгого времени; внедрение института замены наказания более мягким не только в форме замены лишения свободы на исправительные работы, но и обязательные общественные работы; решение проблем, связанных с обеспечением работой осужденных.

В связи с введением нового вида уголовного наказания внесены изменения и дополнения в Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы Республики Узбекистан. В частности, Уголовный кодекс дополнен статьями, в которых раскрыты понятие, порядок и сроки назначения обязательных общественных работ, а также категории лиц, в отношении которых данный вид наказания не может быть назначен.

В Уголовно-процессуальном кодексе предусмотрен порядок замены обязательных общественных работ другими видами наказания. Внесенные дополнения направлены на урегулирование случаев, возникающих при необходимости замены обязательных общественных работ другими видами наказания.

Также Уголовно-исполнительный кодекс дополнен новой главой, предусматривающей порядок исполнения наказания в виде обязательных общественных работ, обязанности инспекции исполнения наказаний и осужденного, исчисление срока наказания, а также последствия уклонения от отбывания наказания в виде обязательных общест­венных работ.

Принятый закон направлен также на повышение эффективности деятельности инспекций исполнения наказаний. Так, обязательные общественные работы гармонично дополнят практикуемые в нашей стране исправительные работы, а также будут служить решению социально значимых для общества задач (например, благоустройство, озеленение и др.). Областью применения такого труда может стать деятельность органов исполнительной власти на местах и органов самоуправления граждан по благоустройству территорий, а также работа различных социальных служб, которые испытывают затруднения в привлечении постоянно работающего персонала.

Безусловно, вступивший в силу закон послужит дальнейшему обеспечению гарантий надежной защиты прав и свобод граждан, а также повысит доверие населения к правосудию.

 

Шухрат МАМАДЖАНОВ,

депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, член фракции НДП Узбекистана.


Мнения и предложения

Защита от автоматических сообщений

Последние новости: