Ўзбекистон овози газетаси
  Ўзб  O'zb
 
03.03.2017

«ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО» УЗБЕКИСТАНА: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

В Указе Президента «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» четко обозначено, что реализация Стратегии действий будет проходить по пяти направлениям. В частности, в рамках реализации первого направления «Совершенствование государственного и общественного строительства» предусматриваются совершенствование системы «Электронное правительство», повышение качества и эффективности государственных услуг, практическая реализация механизмов общественного контроля, усиление роли институтов гражданского общества и средств массовой информации.

В нашей стране с первых дней обретения независимости осуществляется широкомасштабная и всесторонняя работа по формированию открытой, конструктивной и деловой среды между государственными органами и гражданами, налаживанию между ними эффективных партнерских отношений за счет использования потенциала сов­ременных информационно-коммуникационных технологий. Это способствует достижению существенных результатов в деле формирования национального информационного пространства, повышения эффективности работы управленческих систем.

Практика показывает, что использование IT-технологий обеспечивает прозрачность деятельности государственных органов, соз­дает условия для активного участия граждан в процессе принятия важных управленческих решений, затрагивающих их интересы. Кроме того, широкое применение ИКТ способствует улучшению условий ведения бизнеса, росту конкурентоспособности национальной экономики, повышению качества жизни населения страны.

Сегодня с помощью Всемирной паутины сто процентов налоговой и статистической отчетности пользователи сдают в электронном виде. Обеспечен полный переход на электронное декларирование товаров и регистрацию экспортно-импортных контрактов, что позволило сократить срок таможенного оформления товаров и оказания других сопутствующих услуг с трех до одного рабочего дня. С развитием онлайн-оплаты налогов, обязательных и коммунальных платежей в соответствующих системах количество пользователей увеличилось в два раза, а онлайн-транзакций — в два-три раза.

СМИ регулярно сообщают о том, что в Узбекистане развивается система «Электронное правительство». Наша страна поставила перед собой цель — в короткие сроки создать надежную инфраструктуру «Электронного правительства», которая позволит вывести взаимоотношения между государственными органами, населением и предпринимателями на качественно новый уровень.

Что представляет собой эта система и какую пользу принесет обществу? Что она даст простым гражданам? Эти и другие вопросы стали предметом беседы с директором Центра развития системы «Электронное правительство» при Министерстве по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан Шерзодом ХАБИБУЛЛАЕВЫМ.

— Прежде чем ответить на эти вопросы, следует заметить и еще раз напомнить читателям, что система «Электронное правительство» — это единый механизм взаимодействия государства, граждан и бизнеса, а также самих государственных органов между собой. В этом механизме активно используются информационно-коммуникационные технологии: веб-сайты, информационные системы, базы данных, интегрированные между собой. Проще говоря, электронное правительство облегчает связь с государственными органами, способствует сокращению очередей, упрощает процесс получения справок, свидетельств, лицензий и других документов, помогая всем сторонам: и государственным органам, и предпринимателям, и обычным гражданам работать более эффективно.

Первый Президент Узбекистана Ислам Каримов в своем докладе, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2015 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2016 год, в качестве приоритетных направлений обозначил ускоренное развитие системы «Электронное правительство» и, в целом, повсеместное внедрение информационно-коммуникационных технологий в отраслях экономики. Тогда глава государства подчеркнул, что развитие ИКТ напрямую влияет на конкурентоспособность нашей страны.

В частности, принятый в начале декабря 2015 года Закон Республики Узбекистан «Об электронном правительстве» дал дополнительный импульс и существенный толчок развитию предпринимательства в стране за счет сокращения бюрократических барьеров, упрощения процедур и сроков оказания онлайн-услуг государственными органами, а также снижению административных издержек в деятельности государственных органов и развития системы «Электронное правительство» в целом. По мнению экспертных кругов и специалистов, вышеупомянутый нормативный акт формирует прочный фундамент для дальнейшего углубления реформирования системы государственного управления, а также повышения его эффективности. Данный закон предусматривает последовательное внедрение и расширение использования современных ИКТ в системе государственного управления, создание и обеспечение функционирования системы «Электронное правительство», повышение прозрачности и открытости деятельности государственных органов, ответственности должностных лиц.

Следует отметить, что на стадии подготовки данного правового акта были учтены концептуальные основы международного законодательства и передовой опыт таких стран, как США, Германия, Австрия, Республика Корея, достигших существенных результатов в продвижении систем «Электронного правительства».

В принятом 5 октября 2016 года Указе Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата» и комментариях к указу отмечается, что в рамках внедрения системы «Электронное правительство» намечен комплекс мероприятий по ускоренному развитию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов, расширению бесконтактных форм взаимодействия субъектов предпринимательства с уполномоченными органами. В частности, Программа комплексных мер предусматривает меры по расширению перечня государственных услуг, оказываемых исключительно через единые центры по оказанию государственных услуг субъектам предпринимательства по принципу «одно окно».

В программу по созданию системы «Электронное правительство» включено 28 проектов. В частности, модернизация предусматривает увеличение протяженности волоконно-оптических линий связи до 28,4 тысячи километров (в 1,7 раза больше по сравнению с 2015 годом), создание новых data-центров общей емкостью 30 тысяч терабайт, а также увеличение пропускной способности каналов связи до областных центров — в четыре раза, до 40 гигабит в секунду, до районных центров — в десять раз, до 10 гигабит в секунду.

В стране осуществляются меры по совершенствованию предоставления услуг электронного правительства, сокращению повторяющихся процедур, перечня документов и информации, запрашиваемой государственными органами, времени и стоимости услуг, а также приведению документов в единый формат для всех государственных учреждений.

— Появившийся в начале 80-х годов прошлого столетия и с тех пор прочно вошедший в лексику термин «Электронное правительство» до сегодняшних дней остается для многих привычным, но не до конца понятным. Что вы можете сказать по этому поводу?

— В последнее время ситуация постепенно меняется. Большое количество государственных услуг сегодня можно получить, не выходя из дома или офиса на Едином портале интерактивных государственных услуг (ЕПИГУ). Но еще много предстоит сделать.

Необходимо подчеркнуть, что система «Электронное правительство» не заменяет существующие государственные органы, но позволяет значительно оптимизировать людские и финансовые ресурсы. В этом деле важным моментом является то, что электронное правительство не может быть эффективным без серьезного пересмотра внутренних процессов в самих государственных органах и улучшения взаимодействия различных государственных служб друг с другом. Именно этот процесс в настоящее время осуществляется в Узбекистане. Анализ показывает, что долгое время, а также включая сегодняшние дни, государственные органы и службы жили отдельной жизнью, почти не соприкасаясь друг с другом. Сегодня гражданам и предпринимателям приходится посещать множество инстанций, чтобы получить ту или иную справку, которую государственные органы в теории могут получить сами. При этом никто не оценивал эффект влияния потери рабочего времени, нервов и денег на развитие экономики и благополучие людей.

— Согласно СМИ, Узбекистан поднялся на 20 позиций в Рейтинге ООН по внедрению и использованию системы «Электронное правительство». Что это означает?

— Да, действительно, это так. Организация Объединенных Наций 30 июля 2016 года обнародовала очередной Обзор развития электронного правительства в странах мира за 2016 год (UN E-Government Survey 2016) под названием «Электронное правительство в поддержку устойчивого развития» (E-Government in Support of Sustainable Development). Надо отметить, что данное исследование проводится каждые два года Департаментом ООН по экономическим и социальным вопросам, начиная с 2003 года, и является одним из наиболее авторитетных рейтингов продвижения электронного правительства в 193 странах мира.

Основным показателем доклада является Индекс развития электронного правительства (E-Government Development Index, EGDI), который оценивает степень развития электронных услуг, ИТ-инфраструктуры и человеческого капитала. В рейтинге 2016 года Узбекистан с индексом EGDI на уровне 0,54335, что выше среднего мирового индекса, вошел в группу стран с высоким уровнем развития электронного правительства. В результате принимаемых в стране широкомасштабных мер Узбекистан значительно улучшил позицию в рейтинге ООН 2016 года по уровню развития электронного правительства, войдя в 40 процентов наиболее продвинутых стран мира и заняв 80-е место среди государств, применяющих систему «Электронное правительство». Это поз­волило Узбекистану подняться на 20 позиций выше предыдущего показателя республики (в 2014 году — 100-е место).

Согласно тому же источнику, по Индексу электронного участия, который оценивает эффективность диалога правительства со своими гражданами и бизнесом (по субиндексу «электронные услуги»), Узбекистан занял 47-е место в мире, 3-е место в СНГ и 1-е среди стран Центральной Азии. При этом по показателю «справочные услуги» Узбекистан получил максимальные 100 % и удвоил показатель «полноценные электронные услуги» — с 24 % в 2014 году до 52 %.

Узбекистан поднялся в рейтинге электронного участия на 24 позиции (с 71-го места в 2014 году до 47-го — в 2016-м). В обзоре 2016 года эксперты ООН отметили запуск в Узбекистане порталов ЖКХ (e-kommunal.uz), открытых данных (data.gov.uz) и обсуждения НПА (regulation.gov.uz) как положительные примеры обеспечения государством механизмов открытости, прозрачности и обратной связи с населением.

Подобная международная оценка является следствием особого внимания руководства страны к развитию ИКТ и системы «Электронного правительства» в Узбекистане. Например, Постановлением Первого Президента Республики Узбекистан от 27 июня 2013 года была принята Комплексная программа развития Национальной информационно-коммуникационной системы Республики Узбекистан на 2013-2020 годы, созданы Центр развития системы «Электронное правительство» и Центр обеспечения информационной безопасности. В июле того же года был запущен Единый портал интерактивных государственных услуг (my.gov.uz), который на сегодняшний день обработал свыше 1 010 625 электронных обращений физических и юридических лиц.

— Скажите, пожалуйста, какова роль в этом международных организаций?

— Свою роль в улучшении рейтинга Узбекистана сыграло плодотворное сотрудничество правительства республики с международными организациями, такими, к примеру, как Программа развития ООН (ПРООН). В рамках целого ряда совместных инициатив и проектов ПРООН была одной из ключевых международных организаций по поддержке политики информатизации и продвижению концепции электронного правительства в Узбекистане. В числе целенаправленных совместных проектов можно отметить следующие примеры: «Инициатива цифрового развития» (2002-2005 гг.), «Создание потенциала для развития Интернет-технологий и их распространения в Узбекистане» (2005-2008 гг.), «Содействие правительству Республики Узбекистан в разработке и внедрении ИКТ для политики развития» (2005-2010 гг.).

Отдельные компоненты по ИКТ были включены в проекты ПРООН «Поддержка местных органов управления» (2010-2017гг.), «Бизнес-форум Узбекистана» (2011-2017 гг.), «Содействие в модернизации законотворчества, нормотворчества и системы оценки воздействия актов законодательства» (2014-2016 гг.), «Партнерство в сфере верховенства закона в Узбекистане» (2014-2017 гг.) и другие.

Кроме того, важным содействием в этом направлении стал совместный проект ПРООН и Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций «Продвижение электронного правительства для улучшения качества предоставления государственных услуг» (2014-2017 гг.), который направлен на поддержку реализации Комплексной программы по развитию национальной информационно-коммуникационной системы Республики Узбекистан на 2013-2020 годы.

Была инициирована работа по открытым данным и инвентаризации государственных услуг, результаты которой принесли существенное улучшение рейтинговых показателей Узбекистана по онлайн-услугам и электронному участию.

— Из чего состоит система «Электронное правительство» Узбекистана на данном этапе развития?

— В структуру системы «Электронное правительство» Узбекистана входят следующие компоненты: Единый портал интерактивных государственных услуг (ЕПИГУ) для непосредственного контакта с получателями государственных услуг; портал открытых данных (data.gov.uz) — открытые данные и статистика от госорганов; непосредственно сайты государственных органов; комплексы информационных систем «Налог», «Таможня», «Образование» и другие, через которые госорганы «общаются» друг с другом.

Центр развития системы «Электронное правительство» занимается координацией и развитием всей системы электронного правительства. Центр обеспечения информационной безопасности занимается обеспечением информационной безопасности комплексов информационных систем, ресурсов и баз данных системы «Электронное правительство». Центр государственной обработки информации хранит базы данных и обрабатывает информацию, необходимую для работы электронного правительства.

Например, прием жалоб и обращений в государственные органы — лишь одно из предназначений Единого портала интерактивных государственных услуг. На самом деле портал — словно большая удобная «витрина», связывающая граждан, министерства, ведомства и прочие государственные органы. С его помощью и благодаря его возможностям можно в течение 24 часов в сутки и 365 дней в году заказывать сотни госуслуг. К примеру, запросить справку об отсутствии судимости, обратиться в государственный архив или подать заявление на регистрацию предприятия. Почти все услуги предоставляются в режиме «одного окна». «Одно окно» означает, что все документы, необходимые для получения госуслуги, сдаются в одном месте и в одно время. Это большой шаг на пути искоренения бюрократии и коррупции.

Кроме того, важным элементом является Виртуальная приемная Президента и портал жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Виртуальная приемная главы государства также является частью системы «Электронное правительство». В соответствии с решением Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева, с начала 2017 года Виртуальные приемные также открыты у руководителей государственных органов, хокимов областей, городов и районов, ректоров вузов, банков, силовых структур и так далее. Портал коммунального хозяйства и жилищного фонда E-Kommunal, который помогает тысячам граждан решать проблемы в сфере ЖКХ, также входит в эту систему. Сюда же относится и Национальная база данных законодательства Lex.uz.

Следует отметить, что только за короткий период в Виртуальную приемную Президента поступило 445 015 (на 24 февраля) обращений от граждан республики.

Кстати, в вышеуказанном обзоре ООН также упоминается и портал e-kommunal.uz. «Этот сайт предоставляет полную информацию по услугам ЖКХ и включает в себя, например, удобный тарифный калькулятор, чтобы проверить, сколько платить и по каким счетам. Предусмотрен важный механизм обратной связи — дискуссионный форум, где люди могут сообщать о проблемах, с которыми они сталкиваются в быту. Ответственные госслужащие обязаны отвечать на запросы и информировать заявителя о принятом решении...», отмечается в обзоре.

Еще один пример. В ноябре 2016 года в авторитетной британской газете «The Financial Times» была опубликована статья «Узбекистан: электронное правительство способствует углублению представительной демократии и государственной прозрачности», посвященная ускоренному развитию и внедрению информационно-коммуникационных технологий во все сферы жизни государства и общества. В статье отмечается, что наиболее востребованными онлайн-услугами стали сдача налоговой и статистической отчетности, оформление таможенных деклараций, регистрация субъектов предпринимательства и фирменных наименований, запущена система «Электронная виза». Наряду с этим эффективно функционирует единый механизм электронных торгов по государственным закупкам, электронная система подачи исковых заявлений и ходатайств от предпринимателей в хозяйственные суды, созданные в стране центры «одно окно» для сбора документов при подаче заявления на получение государственных услуг. Таким образом, граждане и субъекты предпринимательства получили доступ к наиболее востребованным и популярным государственным услугам через мониторы или смартфоны.

С целью улучшения деловой среды в Узбекистане и создания дополнительных удобств для ведения бизнеса в рамках реализации проекта Создание комплекса информаци­онных систем «Тадбиркорлик» на одном из главных сегментов системы «Электронное правительство» — Едином портале интерактивных государственных услуг my.gov.uz в прошлом году была запущена обновленная версия персонального «Кабинета субъекта предприни­мательства».

— Расскажите о работе Центра развития системы «Электронное правительство».

— Специалисты Центра развития системы «Электронное правительство» совместно с органами государственного и хозяйственного управления, а также при поддерж­ке международных организаций в прошлом году выполнили большой объем работ по дальнейшему усовершенствованию предоставления государственных услуг. Сегодня благодаря проделанной работе на ЕПИГУ внедрено более 308 видов услуг, позволяющих гражданам и субъектам предпринимательства оперативно и легко решать свои вопросы, ответы на которые предоставляют более 2433 органов государственного и хозяйственного управления.

С 2015 года по адресу regulation.gov.uz начала работу система оценки воздействия актов законодательства (СОВАЗ), которая поз­воляет оценивать вновь принимаемые нормативно-правовые акты. Сегодня в ней со стороны общества ведется постоянный мониторинг на предмет соответствия требованиям законодательства размещаемых проектов нормативно-правовых актов со стороны государственных органов.

Также в прошлом году руководством Центра развития системы «Электронное правительство» был подписан ряд документов в области международного сотрудничества с Глобальной академией Национального агентства по информационному обществу Республики Корея (NIA). Данное сотрудничество позволит продолжить дальнейшую работу по подготовке кадров, обмену опытом и развитию платформы системы «Электронное правительство».

В 2015 году в рамках совместного осуществления проекта Агентства США по международному развитию и Программы развития ООН «Партнерство в сфере верховенства закона в Узбекистане» в трех судебных залах Высшего хозяйственного суда и хозяйственного суда Ташкентской области было установлено техническое оборудование для осуществления аудио- и видеофиксации судебных заседаний. Это позволяет оптимизировать и автоматизировать судопроизводство, упростить хозяйственный процесс, что будет способствовать обеспечению его открытости. В перспективе аудио- и видеофиксация судебных заседаний могут и вовсе исключить необходимость составления протоколов судебных заседаний в бумажном виде.

Активную работу по внедрению интерактивных государственных и электронных услуг проводит и налоговая служба. Обеспечивается доступ к услугам всех категорий пользователей, независимо от их местонахождения, возможностей и времени суток на бесплатной основе. Необходимые сведения можно получить на официальном сайте налоговых органов www.soliq.uz. Разработан комплекс информационных систем «Лицензия» и введен в опытную эксплуатацию в январе 2017 года для предоставления интерактивных услуг в сфере лицензирования и разрешительных процедур. На сегодняшний день система работает в тестовом режиме. Кроме того, в Узбекистане осуществляется широкомасштабная работа по формированию открытой, конструктивной среды между государственными органами и гражданами, налаживанию партнерских, эффективных отношений между ними за счет использования потенциала современных ИКТ.

В этом году Центр продолжит активную работу в развитии проектов системы «Электронное правительство». На данный момент ведутся организационно-технические работы по дальнейшему развитию и модернизации ЕПИГУ, планируется создание новой версии Единого портала.

В настоящее время специалисты нашего Центра работают над формированием базы данных физических и юридических лиц, а также ядра базовой платформы системы «Электронное правительство». По мере их внедрения будет достигнуто усиление взаимодействия ведомственных информационных систем, а также правоохранительных и контрольных органов в обеспечении законности и правопорядка, сокращении объемов процедур и времени, затрачиваемых на предоставление государственных услуг. Еще одним из направлений деятельности Центра является создание Единого реестра государственных услуг, форм и бланков. На сегодняшний день организована комиссия по рассмотрению и регистрации государственных услуг в Едином реестре, налажена ее системная работа, которая активно продолжится и в текущем году.

Сегодня в стране при населении более 32 миллионов человек, из которых 60 процентов составляет молодежь, сотовой связью пользуется 21 миллион, а Интернетом — свыше 13 миллионов человек. Это позволяет облегчить взаимосвязь государственных органов и граждан.

Следует отметить, что внедрение и развитие системы «Электронное правительство» в Узбекистане возведено в ранг национального приоритета, подписано более 40 правительственных решений по данному вопросу, разработаны нормативно-правовые рамки, обозначенные в Законе «Об электронном правительстве», и впоследствии приняты парламентом Узбекистана. Эти и другие меры, планируемые в рамках реализации Стратегии действий на 2017-2021 годы, без сомнения, еще более усилят потенциал развития системы «Электронное правительство», способной обеспечить прозрачность деятельности органов власти, оптимизацию предоставления услуг населению и бизнесу, повышение степени электронного участия граждан в процессах государственного управления.

По мнению специалистов, система «Электронное правительство» в Узбекистане в первую очередь создается для граждан. Одним словом, «Электронное правительство» содействует углублению представительной демократии и государственной прозрачности и закладывает прочную основу для построения светлого будущего Узбекистана.

 

Фахриддин ПАРПИЕВ,

корр. «Узбекистон овози».



DB query error.
Please try later.