Ўзбекистон овози газетаси
  Ўзб  O'zb
 

В последнем номере



Самое читаемое



Актуальные темы



Архив

«    Avgust 2018   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
15.12.2017

КОММЕНТАРИЙ К УКАЗУ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

КОММЕНТАРИЙ

к Указу Президента Республики Узбекистан «О мерах по ускоренному развитию текстильной и швейно-трикотажной промышленности»

Модернизация и диверсификация текстильной и швейно-трикотажной промышленности (далее — текстильная промышленность) являются важнейшим условием расширения объемов и ассортимента производимой конкурентоспособной готовой продукции, востребованной на внешних рынках, повышения эффективности и рентабельности производства и переработки хлопка-сырца.

С учетом этого в стране последовательно реализуются практические меры, направленные на обеспечение дальнейшего развития данной отрасли. В частности, постановлением Президента Республики Узбекистан от 21 декабря 2016 года № ПП-2687 утверждена Программа мер по дальнейшему развитию текстильной и швейно-трикотажной промышленности на 2017—2019 годы.

На сегодняшний день в республике сформирована текстильная отрасль с большим производственным потенциалом, в которой функционирует около 7 тысяч предприятий. Созданы мощности по производству хлопка-волокна в объеме 1,4 миллиона тонн, из которых около 60 процентов используется для удовлетворения потребностей отечественных текстильных предприятий.

Вместе с тем наличие системных проблем, связанных прежде всего с налаживанием производства готовой текстильной продукции, организацией управления отраслью, распределением ресурсов и производственных мощностей, низкой квалификацией кадров, приводит к низкой рентабельности производства хлопка-сырца и его переработки, недостаточному производству и экспорту готовой продукции.

Принятый Президентом Республики Узбекистан Указ «О мерах по ускоренному развитию текстильной и швейно-трикотажной промышленности» определил комп­лекс первоочередных мер по решению имеющихся проблем, а также расширению производства высококачественной текстильной продукции и ее продвижению на зарубежные рынки.

Данным документом определены такие важнейшие направления дальнейшего реформирования текстильной промышленности, как:

— увеличение доли текстильной промышленности в экономике, повышение объема и качества производимой в стране текстильной продукции;

— кардинальный пересмотр системы управления текстильной промышленностью;

— дальнейшее совершенствование системы стандартизации и сертификации в области текстильной промышленности;

— широкое внедрение в отрасль передовых информационно-коммуникационных технологий;

— реализация кластерной модели развития текстильной промышленности;

— обеспечение сбалансированности распределения сырьевых ресурсов и дислокации создаваемых предприятий отрасли во взаимоувязке с развитием логистической и инженерной инфраструктуры;

— широкое внедрение в производственный процесс передовых инновационных технологий, ноу-хау, дизайнерских разработок, локализация производства современных образцов фурнитуры и аксессуаров;

— кардинальное совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для текстильной промышленности.

Следует отметить, что данный Указ является важнейшим шагом в практической реализации Концепции административной реформы в Республике Узбекистан, утвержденной Указом Президента Республики Узбекистан от 8 сентября 2017 года № УП-5185,которая предусматривает дальнейшее сокращение административного воздействия, расширение рыночных механизмов управления отраслями экономики.

В частности, Указом утверждена «Дорожная карта» по ускоренному развитию текстильной и швейно-трикотажной промышленности в Республике Узбекистан, которая содержит более 20 мероприятий по совершенствованию системы управления и подготовки кадров, модернизации производства, технологического процесса и развитию инфраструктуры текстильной промышленности, активизации внешнеэкономической деятельности, внедрению международных стандартов в текстильную промышленность.

В целях развития здоровой конкурентной среды и внедрения рыночных механизмов в организацию производства хлопка-сырца Указом предусматривается проведение эксперимента, в рамках которого планируется впервые внедрить систему заказа хлопка-сырца напрямую у фермерских хозяйств и других сельскохозяйст­венных производителей отечест­венными предприятиями текстильной промышленности.

До сегодняшнего дня отечест­венные текстильные предприятия были вынуждены приобретать хлопковолокно у монопольного поставщика — ХК «Узпахтасаноатэкспорт» — по экспортным ценам. Данный порядок снижал рентабельность производства и конкурентоспособность текстильной продукции.

В соответствии с экспериментом, инициированным Президентом Республики Узбекистан, предприятия текстильной промышленности будут осуществлять финансирование основных затрат фермерских хозяйств по выращиванию хлопка-сырца путем авансирования не менее 60 процентов от стоимости заключаемого договора. При этом поставленный предприятиям хлопок-сырец будет использоваться исключительно в целях дальнейшей глубокой переработки и производства готовой конкурентоспособной продукции.

Кроме того, в своем Указе глава государства поддержал предложение предприятий текстильной промышленности, собрания акционеров АО «Узбекенгилсаноат» и ряда ведомств о создании Ассоциации «Узтекстильпром». При этом ликвидируется АО «Узбекенгилсаноат», совмещавшее в себе государственные регулятивные и хозяйственные функции.

На Ассоциацию «Узтекстиль­пром» возложен широкий круг задач по обеспечению устойчивого развития текстильной отрасли республики.

Принятие данного решения обусловлено тем, что система управления отраслью не отвечает современным тенденциям развития текстильной промышленности, не способна оказывать поддержку производителям. Например, в состав АО «Узбекенгилсаноат» входят 436 предприятий, что составляет лишь 6 процентов от их общего числа. Деятельность данного общества в основном сводится к сбору статистики, проведению различных совещаний, организации выставок. Его организационная форма также не соответствует правовому положению акционерного общества.

Как показывает опыт зарубежных стран, одной из эффективных форм развития текстильной промышленности является создание кластеров. Данная модель подразумевает организацию единого производственного цикла, который включает выращивание хлопка-сырца, первичную обработку, дальнейшую переработку на хлопкоочистительных предприятиях и выпуск конечной текстильной продукции с высокой добавленной стоимостью.

Исходя из этого, специальной Рабочей комиссии поручено разработать проект Концепции развития на среднесрочную перспективу хлопково-текстильных кластеров с учетом результатов организации подобных кластеров в Бухарской и Навоийской областях.

Наряду с этим Указом предусматриваются меры по поддержке предприятий текстильной промышленности, включая предоставление льгот по уплате таможенных платежей.

Необходимо подчеркнуть, что выходу отечественных производителей текстильной продукции на внешние рынки и наращиванию экспортного потенциала препятствуют низкая эффективность лабораторий по испытаниям продукции, отсутствие у большинства из них международной аккредитации. Для решения данной проблемы предусматривается разработка комплекса мер по совершенствованию системы стандартизации и сертификации в области текстильной промышленности, в том числе внедрению международных стандартов.

В целом реализация Указа главы государства обеспечит ускоренное развитие текстильной промышленности, в том числе за счет:

— совершенствования системы управления отраслью, поэтапного введения рыночных механизмов в процессы производства, ценообразования и реализации хлопка;

— постепенного сокращения объемов экспорта хлопка и обеспечения роста его глубокой переработки на внутреннем рынке;

— стимулирования производства сырья, материалов, не производимых в стране, в том числе путем локализации отдельных видов продукции;

— широкого внедрения технологических, маркетинговых инноваций;

— строительства текстильных комплексов с использованием механизмов государственно-част­ного партнерства;

— увеличения количества мест­ных лабораторий, имеющих международную аккредитацию, гармонизации национальных стандартов текстильной промышленности с международными.



DB query error.
Please try later.