Ўзбекистон овози газетаси
  Ўзб  O'zb
 

В последнем номере



Самое читаемое



Актуальные темы



Архив

«    Aprel 2020   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3
20.02.2020

МНЕНИЯ НАШИХ ПАРЛАМЕНТАРИЕВ УЧТЕНЫ

В Законодательной палате Олий Мажлиса состоялось заседание фракции НДП Узбекистана.

На заседании заслушан отчет Уполномоченного Олий Мажлиса по правам человека (Омбудсмана) за 2019 год. Выступивший по этому вопросу Улугбек Мухаммадиев дал всестороннюю информацию о совершенствовании законов и организационно-правовых документов, а также о работе, осуществленной по мониторингу выполнения законов нашей страны и международных договоров. Отмечалось, что в 2019 году от лиц, находящихся в заключении, поступило 1314  обращений, что в 1,4 раза больше, чем в 2018 году. Из учреждений по исполнению наказания по телефону доверия Омбудсмана поступило 103 устных обращения.

Жалобы на незаконные действия государственных учреждений, правоохранительных органов по отношению к осужденным и подозреваемым в преступлении находились под особым контролем Омбудсмана. В течение  2019 года Уполномоченным зарегистрировано 138 таких жалоб.

Как известно, согласно постановлению Кабинета Министров от 26 апреля 2018 года созданы реабилитационные  центры органов  внутренних дел для лиц без определенного места жительства. Омбудсман в рамках своих полномочий проводил мониторинг по выполнению законов, касающихся  прав и свобод человека, в 12 реабилитационных центрах, рассчитанных на 963 места. Как отмечено в итоговом отчете, условия, созданные в реабилитационных центрах, ущемляют честь и достоинство содержащихся там лиц, что противоречит требованиям Положения «О реабилитационных центрах органов внутренних дел для лиц без определенного места  жительства».

Депутаты  высказали предложения о необходимости усиления деятельности представителей Омбудсмана в регионах. Члены  фракции отметили, что необходимо усилить практическую работу по изучению обращений граждан и окончательному их решению.

На заседании фракции во втором чтении рассмотрен проект закона Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с дальнейшим усилением гарантий прав ребенка».

Этим документом вносятся изменения и дополнения в ряд законодательных актов. В частности, в Кодекс об административной ответственности вводится запрет на административное выдворение за пределы Республики Узбекистан иностранного гражданина и лица без гражданства, не достигшего 18 лет, если один из его родителей, либо опекун или попечитель имеет право на проживание на законных основаниях на территории Республики Узбекистан. По мнению депутатов, данная мера необходима для обеспечения прав ребенка, оказания ему всесторонней поддержки.

– Это довольно серьезный проект закона, который требует глубоко продуманного отношения, так как затрагивает вопросы жизнеобеспечения детей, оказавшихся в трудном положении, – сказал руководитель фракции НДП Узбекистана в Законодательной палате Олий Мажлиса Улугбек Иноятов. – Больше всего нас волнует то, как будут защищены права детей-сирот. Существует определенный порядок приема в дома «Мехрибонлик». Как известно, там могут находиться не только дети-сироты. Бывает, что у ребенка есть родители, но они равнодушны к его будущему, не занимаются воспитанием, не могут обеспечить за ним должный уход, потому что либо сами нуждаются в лечении, либо ведут нездоровый образ жизни.  В таких случаях по решению суда или хокима района ребенок временно помещается в дом «Мехрибонлик». Проектом закона вносятся изменения в несколько статей законодательных актов, что нацелено на сохранение и максимальную защиту имущественных, жилищных и других прав и интересов ребенка.

В связи с этим необходимо четко определить вопросы обеспечения жильем выпускников домов «Мехрибонлик», особенно тех, у кого нет родных. На сегодня действует порядок, согласно которому они живут в  арендуемом жилье и договор аренды продлевается каждые пять лет.  Вопросами обеспечения их жильем занимаются хокимияты.

Согласно законопроекту, в Жилищный кодекс предлагается внести положение о предоставлении права бронирования ребенку, оставшемуся без попечения родителей, жилого помещения в муниципальном и коммунальном жилищных фондах целевого назначения, в котором он проживал, на весь период нахождения в доме «Мехрибонлик». Нашей фракции необходимо составить рабочую группу по этому вопросу, проанализировать, какие существуют проблемы в этом направлении, и внести этот вопрос на обсуждение.

Также был рассмотрен вопрос, касающийся обращения в суд для затребования с родителей алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка, если, например, он проживает с бабушкой или другим родственником. Имеют ли право администрация школы или представители махалли обратиться в суд с требованием о назначении алиментов ребенку? Необходимо отрегулировать ответственность и полномочия сторон в этом направлении, уточнить задачи органов опеки и попечительства.

В Закон «Об обращениях физических и юридических лиц» вносится положение о правах детей, оставшихся без попечения родителей, на полноценное рассмотрение их непосредственных обращений в государственные органы, недопущении оставления без рассмотрения таких обращений по причине недостижения ребенком полной дееспособности.

  В законопроекте речь идет об усилении гарантий защиты прав ребенка, – сказал член фракции НДП Узбекистана в Законодательной палате Олий Мажлиса Сафар Останов. – Хоть мы и привыкли говорить о том, что в нашей стране проявляется большая забота о детях, но, к сожалению, до сих пор на местах встречаются случаи, когда общественность недостаточно внимательна к учебе и досугу несовершеннолетних. Например, есть неблагополучные семьи или семьи, где родители постоянно «пропадают» на работе. Ребенок может пропускать занятия в школе, никто им не занимается, он предоставлен сам себе. У нас в сельских махаллях часто можно видеть, как дети бесцельно бегают по улице без присмотра взрослых. Вызывают тревогу факты, когда в некоторых школах вовремя не реагируют на отсутствие ребенка на учебе, не поддерживается тесная связь учебного заведения с махаллей и родителями, когда участковые инспекторы не отслеживают, как учатся и чем занимаются дети из неблагополучных семей.

Если ребенок лишен внимания и контроля взрослых, то это порождает тысячу проблем. Кто за это должен нести персональную ответственность? На мой взгляд, в законах нужно усилить меры наказания ответственных лиц и органов за неисполнение ими своих обязанностей. Также у меня есть предложение – составить рабочую группу из состава членов фракции нашей партии для того, чтобы тщательно изучить деятельность органов опеки и попечительства.

Член фракции НДП Узбекистана в Законодательной палате Олий Мажлиса Улугбек Вафаев высказал предложения по доработке текста законопроекта, чтобы совершенствовать процессуальные механизмы, исключить отсылочные нормы, ведь закон должен работать на практике,  эффективно защищать социально-экономические и другие права ребенка.

Член фракции НДП Узбекистана в Законодательной палате Олий Мажлиса Елена Бабенко поинтересовалась тем, какие функции и задачи будут возложены на Уполномоченного по правам ребенка, должность которого утверждается при Олий Мажлисе в качестве заместителя Уполномоченного Олий Мажлиса по правам человека.

В ходе постатейного рассмотрения проекта закона депутатами детально изучены все предлагаемые нормы, мнения членов фракции НДП Узбекистана и членов партийных групп в местных Кенгашах, принимавших активное участие в его обсуждении, учтены.

На заседании подробно обсужден и проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием деятельности судов».

Отмечалось, что во исполнение постановления Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему внедрению в деятельность судов современных информационно-коммуникационных технологий» создана возможность автоматизированного распределения дел в судах и разработан модуль автоматического распределения дел. С 1 ноября 2018 года порядок автоматического распределения судебных дел внедрен в деятельность судов по гражданским и уголовным делам, а также административных и экономических судов.

Данное нововведение послужит оптимизации и упрощению судопроизводства, учету в формировании состава суда нагрузки и специализации судей в порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства, исключению из полномочий председателей судов распределения дел между судьями. В связи с этим  данным законопроектом предлагается закрепить в Законе Республики Узбекистан «О судах» норму, предусматривающую автоматическое распределение дел в судах.

Наряду с этим в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата» и в целях обеспечения прозрачности и объективности, надежной судебной защиты прав предпринимателей разработано программное обеспечение, предусматривающее публикацию на веб-сайтах судебных решений. Так, решения экономических судов в обезличенной форме размещены на официальном веб-сайте Верховного суда.

В связи с этим в законодательство предлагается ввести норму об обеспечении автоматического формирования судебных актов через внедренную в деятельность судов информационную систему, что послужит оптимизации времени для их подготовки, оперативности пользования участниками судебных процессов правами по ознакомлению с судебными актами.

Депутат Юнусабадского районного Кенгаша ­Абдужаббор Ачилов задал вопрос, касающийся обеспечения открытости деятельности судов, доступа на заседания журналистов и трансляции судебных разбирательств в онлайн-режиме.

В ответ от специалистов прозвучало, что в этом направлении уже осуществлены определенные демократические реформы на основе зарубежного опыта. В ходе рассмотрения некоторых дел, представляющих особую социальную значимость, обеспечивается доступ СМИ, им предоставляются необходимые данные.  Однако достоянием общественности не должна быть информация в отношении судебных разбирательств по гражданским делам, имущественным спорам между родственниками исходя из соблюдения этических норм, уважения чести и достоинства человека.

Кроме того, депутаты обсудили проекты законов ­«О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О геодезии и картографии», «О внесении изменений в Закон Республики Узбекистан «О микрофинсировании», «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», «Об утверждении Градостроительного кодекса» и ряд других законопроектов, касающихся общественно-политической, социально-экономической жизни страны.

Среди них и проект закона «О ратификации Устава Гаагской конференции по международному частному праву (Гаага, 31 октября 1951 года)». По мнению депутатов, членство в организации позволит обеспечить участие страны в процедуре унификации норм международного, гражданского, семейного и частного права, дальнейшем развитии правовой системы с учетом мировых стандартов, повышении эффективности защиты прав и интересов граждан государства за рубежом, углублении дальнейшей интеграции страны в международное сообщество.

На заседании активно высказывали свою позицию, задавали вопросы представителям министерств и ведомств депутат Сергелийского районного Кенгаша Шерзод Эркабоев, депутат Яккасарайского районного Кенгаша Эркин Чулиев, депутат Юнусабадского районного Кенгаша Абдужаббор Ачилов, депутат Мирабадского районного Кенгаша Аваз Каримов. По всем обсужденным проектам законов приняты соответствующие постановления фракции партии в нижней палате парламента.

Лидия БЕЛОГРУДОВА


Мнения и предложения

Защита от автоматических сообщений

Последние новости: