« Yanvar 2021 |
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
28 | 29 | 30 | 31 | 1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Вчера на заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса депутаты утвердили проект закона «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2020 год», а также рассмотрели отчет Кабинета Министров об исполнении Государственного бюджета Республики Узбекистан и бюджетов государственных целевых фондов за девять месяцев 2019 года.
Данный отчет и ряд законопроектов предварительно были обсуждены на заседании фракции НДП Узбекистана в парламенте.
Так, приоритетными направлениями исполнения Госбюджета в реализации задач, определенных главой государства и правительством, являлись укрепление доходной части местных бюджетов, совершенствование межбюджетных отношений. Это послужило финансированию целевых программ, направленных на последовательное обеспечение занятости населения и увеличение его реальных доходов, совершенствование системы социальной защиты и здравоохранения, рост общественной активности женщин, развитие сфер образования, культуры, науки, искусства и спорта, строительство доступного жилья, развитие и модернизацию дорожно-транспортной, инженерно-коммуникационной и социальной инфраструктуры.
За прошедший период объем ВВП страны составил 361,8 триллиона сумов, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года данный показатель вырос на 5,7 процента. За счет изменения потребительских цен по сравнению с аналогичным периодом 2018 года темп реального роста общих доходов населения составил 107,1 процента, а темп реального роста общих доходов на душу населения — 105,2 процента. Внешнеторговый оборот страны составил
31 миллиард 645,8 миллиона долларов (37,2 процента).
Доходы Государственного бюджета за девять месяцев составили 79 триллионов 159,5 миллиарда сумов, данный показатель по отношению к аналогичному периоду прошлого года увеличился на 46,2 процента. В свою очередь доля доходов Госбюджета в валовом внутреннем продукте достигла 21,9 процента.
По итогам девяти месяцев объем расходов Госбюджета (без государственных целевых фондов) составил 86 триллионов 482,4 миллиарда сумов (по отношению к определенным по плану показателям — 99 процентов), или по отношению к ВВП это составило 23,9 процента. Следует отметить, что почти 53,2 процента от объема общих расходов Госбюджета, а это 45 триллионов 970,9 миллиардов сумов, направлены на покрытие социальных расходов.
Депутаты подчеркнули, что своевременное и качественное выполнение каждой задачи имеет важное значение для развития экономики страны, повышения благосостояния населения. В этом плане актуальным является дальнейшее усиление исполнительской ответственности.
– Известно, что в Риштанском районе Ферганской области в связи с благоустройством территории жилые дома, объекты собственности юридических лиц подлежали сносу. По этому вопросу по решению Премьер-министра была составлена рабочая группа. Однако полностью ли решены проблемы с выделением компенсационных выплат гражданам, своевременно ли они предоставляются владельцам собственности? На наш взгляд, чтобы справиться с такой нагрузкой, местному бюджету необходима финансовая помощь из средств Государственного бюджета, – сказал член фракции НДП Узбекистана в Законодательной палате Олий Мажлиса Аваз Уринбоев.
На вопрос депутата был дан ответ, что принимаются все необходимые меры к тому, чтобы предоставить физическим и юридическим лицам соответствующую компенсацию за их имущество, изыскиваются возможности для предоставления предпринимателям помещений в пустующих зданиях для налаживания вновь их деятельности и т.д. На сегодняшний день закончена полная инвентаризация, определены объемы требуемых средств на эти цели, и поскольку прогнозные показатели доходов местного бюджета были выполнены частично, то предполагается перенаправление недостающих средств из республиканского бюджета в местный бюджет.
Член фракции НДП Узбекистана в Законодательной палате Олий Мажлиса Хайрулло Рузметов подчеркнул важность целевого расходования бюджетных средств, особой ответственности за это руководителей органов исполнительной власти, в частности, за обеспечение адресности средств, выделяемых из Государственного и местных бюджетов на государственные социальные программы и социальную защиту уязвимых слоев населения. Вместе с тем депутаты обратили внимание на необходимость своевременного решения актуальных вопросов социально-экономического развития регионов.
Наряду с этим в повестке дня значилось обсуждение таких проектов законов, как «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» в связи с Указом Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию системы противодействия торговле людьми и принудительному труду» и постановлением Кабинета Министров «О введении временного трудового удостоверения для самозанятых граждан», «Об инвестициях», «Об охоте и охотничьем хозяйстве», «О внесении изменения и дополнений в статью 15 Гражданского кодекса Республики Узбекистан» и ряд других. По всем обсужденным законопроектам высказана позиция фракции, внесены соответствующие предложения, направленные на совершенствование правоотношений в сферах, которые и будут регулировать вновь принимаемые акты законодательства.
Лидия БЕЛОГРУДОВА
Фото Санжара ШОТУЛЯГАНОВА