Ўзбекистон овози газетаси
  Ўзб  O'zb
 
07.12.2018

АКТУАЛЬНЫЕ ЗАКОНОПРОЕКТЫ И ПОЛЕЗНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

На одном из недавних заседаний фракции НДП Узбекистана в повестку дня было внесено сразу пятнадцать вопросов по обсуждению законопроектов, внесению изменений и дополнений в некоторые законодательные акты, в том числе в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности, Уголовный кодекс, а также объединению воедино некоторых связанных между собой проектов законов для сокращения количества схожих законодательных актов во избежание разрозненности и дублирования определяемых в них норм.

Особенный интерес у членов фракции вызвало обсуждение в первом чтении проекта закона «О присоединении Республики Узбекистан к Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Женева, 29 октября 1971 г.), Договору Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву (Женева, 20 декабря 1996 г.) и Договору Всемирной организации интеллектуальной собственности по исполнениям и фонограммам (Женева, 20 декабря 1996 г.)».

– Разработка данного законопроекта, принятие на его основе закона, отвечающего сов­ременным тенденциям и нормам международного права, безусловно, вызваны жизненной необходимостью, когда в условиях ускоренного развития информационно-коммуникационных технологий, быстрого распространения информации, доступа посредством сети Интернет к литературным произведениям, объектам интеллектуального творчества, другим актуальным сведениям встают вопросы защиты авторских прав, определения правообладателя и иные аспекты, – сказала член фракции НДП Узбекистана в Законодательной палате Олий Мажлиса Феруза Эшматова. – Поскольку после достаточно продолжительного времени мы вновь вернулись к обсуждению данного вопроса на таком серьезном уровне, хотелось бы узнать: какие международные документы выступают основополагающими в этом направлении, все ли организационно-правовые условия были тщательно продуманы при разработке данного законопроекта, согласованы ли они с заинтересованными ведомствами? Учтен ли зарубежный опыт применения достигнутых международных соглашений на практике и как это отразится на соблюдении требований в отношении использования зарубежной и охране нашей оригинальной продукции?

По этому вопросу депутаты заслушали разъяснения от представителей разработчика законопроекта – Агентства по интеллектуальной собственности Республики Узбекистан.

Как отмечалось, основанием для подготовки проекта закона послужили «План практических действий («дорожная карта») по обеспечению реализации договоренностей по дальнейшему расширению политического, торгово-экономического, культурно-гуманитарного сотрудничества между Республикой Узбекистан и США на 2018—2019 годы» в соответствии с пос­тановлением Президента Республики Узбекис­тан «О мерах по дальнейшему углублению и расширению сотрудничества Республики ­Узбекистан с Соединенными Штатами Америки» от 24 мая 2018 года, а также «дорожная карта» по присоединению Республики Узбекистан к международным договорам и соглашениям по защите авторского права и смежных прав от 7 августа 2018 года.

Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Конвенция о фонограммах), подписанная в Женеве в октябре 1971 года, является соглашением в области смежного права.

Основные обязательства в рамках конвенции состоят в том, что Республика Узбекистан будет предоставлять производителям фонограмм из других участвующих в конвенции государств охрану от несанкционированного копирования их фонограмм, а также ввоза в республику с целью несанкционированного распространения на ее территории контрафактных экземпляров этих фонограмм. Те же обязательства будут распространяться в отношении других государств, подписавших конвенцию, при распространении фонограмм узбекистанских производителей на территории этих государств.

В настоящее время в конвенции участвуют 79 государств, в том числе большинство стран СНГ и Балтии (Армения, Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Российская Федерация, Таджикистан, Украина, Эстония, Латвия, Литва, Молдова), правовые системы и нормы законодательства которых во многом сходны с законодательством нашей страны.

Большинство положений конвенции нашли свое отражение в Законе Республики Узбекис­тан «Об авторском праве и смежных правах».

Также при разработке законопроекта учтены другие международные соглашения в области охраны прав на интеллектуальную собственность. В частности, в пояснительной записке к этому проекту закона подробно раскрывается суть и значение Договора Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву (Женева, 20 декабря 1996 г.)

В настоящее время в этом договоре участ­вуют 96 государств, в том числе большинство стран СНГ и Балтии. Данный договор предоставляет для композиторов, художников, писателей и других пользователей сети Интернет возможность с уверенностью создавать, распространять и контролировать использование своих произведений в цифровой среде.

Присоединение к указанным международным документам будет являться свидетельст­вом перед мировым сообществом о намерении Республики Узбекистан сохранить и упрочить ее устремления по реализации международных норм касательно обеспечения охраны прав авторов на их литературные и художественные произведения.

Однако следует отметить, что в нашей стране на сегодня наблюдается слабый контроль над исполнением законодательства в сфере авторского права и смежных прав. В связи с этим присоединение к указанным договорам потребует вносить некоторые уточнения и поправки в действующую правовую базу об авторском праве и смежных правах.

Кроме того, действующие меры наказания за нарушение законодательства в области авторского права и смежных прав (в том числе в сети Интернет), предусмотренные в Уголовном кодексе и в Кодексе об административной ответственности, считаются недостаточными, неэффективными и должны быть усилены.

Депутаты и участники заседания остановились на вопросах четкого определения в законодательных актах штрафных санкций, в том числе финансовых мер наказания за нарушение прав правообладателя на распространение информации, относящейся к объектам интеллектуальной собственности, нелицензионное копирование фонограмм, другой аудио- и видеопродукции. По этим вопросам высказали свои мнения член фракции НДП Узбекистана Шухрат ­Турсунбаев, заведующий отделом Центрального Совета НДП Узбекистана ­Боймурот Юсупов.

Между тем на заседании фракции вызвал дискуссию и проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» в связи с поручением Администрации ­Президента Республики Узбекистан от 8 августа 2018 года касательно установления ответственности лицам, занимающимся попрошайничеством.

 – Данный проект законаныне подготовлен нашим комитетом к внесению на рассмотрение в нижней палате парламента уже во втором чтении, после внесенных в него депутатами предложений, – сказал член фракции НДП Узбекистана в Законодательной палате Олий Мажлиса, член Комитета по законодательству и судебно-правовым вопросам Шухрат ­Мамаджанов. – Необходимость принятия проекта закона обосновывается целым рядом факторов. Основными из них можно наз­вать следующие: встречаются случаи, когда некоторые лица выбрали попрошайничество в качестве профессии, с вовлечением и использованием несовершеннолетних и лиц, имеющих инвалидность, либо выдающих себя за инвалидов, которые попрошайничают на проезжих частях дорог, в парках, на территории рынков и торговых комплексов, а также в местах расположения объектов культурного и духовного нас­ледия, возле аэропортов и вокзалов, в общест­венном транспорте.

Министерством внутренних дел Республики Узбекистан проведен анализ сложившегося на сегодняшний день положения и имеющегося законодательства по данной проблеме. Достаточно только посмотреть на статистику. В частности, за 2017 год органами внутренних дел выявлено более пяти тысяч лиц, занимающихся попрошайничеством в городе Ташкенте. Из них более четырех тысяч женщин, в том числе более трех тысяч женщин с несовершеннолетними детьми, около 100 лиц мужского пола или имеющих инвалидность, а также около 500 лиц пожилого возраста.

Особенную обеспокоенность вызывает то, что лица, занимающиеся попрошайничеством, часто подвергают опасным ситуациям детей, находящихся у них на руках или в их сопровождении, особенно в момент их нахождения на проезжих частях дорог, где есть потенциальная угроза аварий. Кроме того, дети, будучи обязанными получить начальное образование в школе, лишаются этого права, что создает почву для формирования в будущем личностей с иждивенческим характером.

Раньше в Кодексе Республики Узбекистан об административной ответственности и в Уголовном кодексе предусматривалась ответственность только за вовлечение несовершеннолетних лиц в занятие попрошайничеством, а какой-либо серьезной ответственности за само занятие такого рода деятельностью как таковой не определялось. Сегодня, согласно рассматриваемому законопроекту, усиливается ответственность лиц за подобную деятельность после ранее примененного к ним административного взыскания за такие же деяния или при выявлении упоминаемых в законопроекте отягчающих обстоятельств.

Анализ зарубежного опыта показал, что законодательством ряда зарубежных государств также предусмотрена административная и уголовная ответственность за занятие попрошайничеством.

Как избежать необходимости занятия такого рода деятельностью и не попасть в категорию лиц, подверженных риску наложения наказания за их действия? В настоящее время на это нап­равлены все усилия государственных и общес­твенных организаций. В первую очередь для лиц, нуждающихся в получении адресной помощи, представителей социально уязвимых категорий населения предусматриваются различные виды и формы обеспечения социальной поддержки, оказания постоянного внимания, стимулирования на занятие общественно полезной деятельностью в целях повышения их жизненного уровня. Кроме того, представителями органов внутренних дел, соответствующими специалистами будет проводиться широкая разъяснительная и профилактическая работа на местах.

Проект закона в установленном порядке согласован с Верховным судом Республики ­Узбекистан, Генеральной прокуратурой, минис­терствами занятости и трудовых отношений, здравоохранения, народного образования и юстиции Республики Узбекистан. Мы, члены фракции НДП Узбекистана, со своей стороны также высказываемся в пользу принятия данного законопроекта.

В ходе заседания фракции НДП Узбекистана были обсуждены проект закона «О ратификации Договора о стратегическом партнерстве между Республикой Узбекистан и Республикой Таджикистан», подписанного в Ташкенте 17 августа 2018 года, проект закона «О внесении изменений в статью 177 Уголовного кодекса Республики Узбекистан и статью 170 Кодекса об административной ответственности Республики Узбекистан», в котором предлагаются поп­равки технико-юридического характера, и другие законопроекты.

 

Лидия БЕЛОГРУДОВА



DB query error.
Please try later.