Ўзбекистон овози газетаси
  Ўзб  O'zb
 
03.08.2018

ПОКА БОЛЬШЕ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ, ЧЕМ ОТВЕТОВ

На заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса обсуждался целый ряд проектов законов, связанных с вопросами большой социальной значимости. Перед этим данные законопроекты были рассмотрены на заседаниях фракций политических партий в нижней палате парламента.

 Так, на заседании фракции НДП Узбекистана подвергнут обоснованной критике проект закона «О внесении дополнений в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности», представленный в первом чтении. Депутаты заслушали соответствующую сопроводительную информацию Комитета Законодательной палаты по вопросам охраны здоровья граждан. В частности, отмечалось, что нормы кодекса предлагается дополнить статьей 591 следующего содержания: «Необоснованный отказ в предоставлении экстренной и (или) неотложной помощи в медицинских организациях лицу, находящемуся в опасном для жизни или здоровья состоянии, лицом, обязанным оказывать ее в соответствии с законом или специальными правилами, — влечет наложение штрафа на граждан от трех до пяти, а на должностных лиц — от пяти до десяти минимальных размеров заработной платы.

То же правонарушение, совершенное повторно в течение года после применения административного взыскания, влечет наложение штрафа на граждан от пяти до десяти, а на должностных лиц — от десяти до пятнадцати минимальных размеров заработной платы».

Руководитель фракции НДП Узбекистана в Законодательной палате Олий Мажлиса Хатамжон Кетмонов подчеркнул, что в ходе предварительного рассмотрения и ознакомления с текстом данного проекта у депутатов возникли предложения, которые они передали в ответственный комитет палаты. Однако они не были приняты во внимание в полной мере, и теперь фракция готова озвучить свою принципиальную позицию.

Поэтому в ходе заседания депутаты ставили вопросы, активно выражали свои мнения.

— Как мы видим, в законопроекте конкретно не указан круг исполнителей, — сказала член фракции НДП Узбекистана Феруза Эшматова. — Возникает вопрос: какие именно медицинские учреждения будут подпадать под ответственность — только государственные или включая и част­ные? Эту неясность нужно устранить, потому что она приведет к новым правонарушениям.

— От людей поступает много жалоб и на частные медицинские службы, — сказал член фракции НДП Узбекистана Дилмурод Саъдуллаев. — Бывали случаи, когда после аварии или при других обстоятельствах пациенты нуждались в срочной помощи, а их работники не хотели обслуживать пострадавших даже при обильной потере крови, находя разные причины и посылая обращаться в другие медучреждения. Так было и в истории с учащимся Ташкентского медицинского колледжа имени П.Ф. Боровского. Однако, несмотря ни на что, медработники должны обязательно оказать хотя бы первую помощь, потому что для нуждающегося в этом больного дорога каждая минута в борьбе за жизнь.

— В Уголовном кодексе Республики Узбекистан есть статья 116, в которой определено, что лицо, виновное в неоказании больному помощи, повлекшее телесные пов­реждения или по неосторожности смерть человека, в зависимости от последствий наказывается штрафом, исправительными работами, либо ограничением или лишением свободы,— сказала член фракции НДП Узбекистана Комила Каромова. — Нужно сопоставить все нормативно-правовые акты, где затрагиваются вопросы ответственности медицинских работников, чтобы они не противоречили друг другу. Также необходимо обдумать смысл таких понятий, как скорая, экстренная и неотложная медицинская помощь, и закрепить их в правовых актах. Потому что они зачастую используются как синонимы, хотя это разные вещи, соответственно, существует и градация по времени оказания помощи.

— Когда мы предварительно изучали готовящийся законопроект, то отмечали, что его концепция полностью не раскрыта, давали свои рекомендации, — сказала член фракции НДП Узбекистана Алия Юнусова. — Но сегодня видим вновь, что в представленном проекте мало что изменилось. Провел ли комитет какой-либо анализ? Сколько поступило жалоб, обращений от населения в Генеральную прокуратуру, Виртуальную приемную нашего Президента, Законодательную палату на то, что со стороны медицинских организаций, работников было определенное число отказов и это повлекло за собой смерть потерпевших? Сколько было возбуждено уголовных дел или, наоборот, действия медицинских работников не пов­лекли за собой никакой ответственности? Да, в нашем законодательстве есть различия между нормами Кодекса об административной ответственности и Уголовного кодекса Республики Узбекистан за подобные правонарушения.

Когда мы встречались с представителями сферы здравоохранения в Алмазарском районе, чтобы спросить их мнение по данному проекту закона, они высказались против него. Готово ли Министерство здравоохранения обеспечить соблюдение норм обсуждаемого законопроекта? Нормы, принятые в законодательстве других стран, нельзя автоматически переносить в наши законы. Если нам будут представлены все необходимые данные с полностью разработанной концепцией законопроекта, тогда мы готовы его рассмотреть повторно.

— Я тоже считаю, что в таком виде нельзя допускать законопроект к принятию в первом чтении, — сказал член фракции НДП Узбекистана Шухрат Мамаджанов. — Со стороны разработчиков нарушены требование «О подготовке проектов законов и порядке их внесения в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан» и Закон «О нормативно-правовых актах». В краткой пояснительной записке лишь констатация факта о том, что закон необходимо принять. В обосновании указана ссылка только на постановление Президента Республики Узбекистан от 25 января 2018 года «О мерах по ускоренному совершенствованию системы экстренной медицинской помощи», нет никаких других разъяснений. Но проект закона даже не отвечает полностью задачам этого постановления.

Согласно регламенту нижней палаты парламента, проект закона, внесенный на рассмотрение без сопоставительной таблицы, не должен рассматриваться. Отсутствуют статистические данные, сведения аналитического характера. Кроме того, не поднят вопрос об ответственности частных служб скорой помощи. Вместе с тем мы знаем, что за такого рода деяния или, вернее, бездействие со стороны медицинских работников, приведшее к тяжелым последствиям в состоянии здоровья больного или даже к его смерти, ни в одной стране мира нет административной ответственности, а предусмотрена только уголовная.

Чтобы привести в соответствие нормы Кодекса об административной ответственности и Уголовного кодекса нашей страны, нужно исключить все неясности, четко продумать механизмы защиты прав граждан на получение экстренной медицинской помощи и определения наказания для виновных лиц за отказ от предоставления первой медицинской помощи.

В итоге было отмечено, что данный законопроект нуждается в серьезной доработке. Поэтому большинство членов фракции проголосовали против его принятия, дав рекомендации по его совершенствованию.

Также в повестке дня заседания фракции значились и другие законопроекты. В частности, рассмотрен проект закона «О защите потерпевших, свидетелей и иных участ­ников уголовного процесса». При его подготовке проведен анализ зарубежных нормативно-правовых актов в этой области, а также инвентаризация национального законодательства, ведомственных нормативно-правовых актов.

Как отмечалось, согласно статье 270 Уголовно-процессуального кодекса Республики Узбекистан, при наличии достаточных данных о том, что потерпевшему, свидетелю или другим участвующим в деле лицам, а также членам их семей или близким родственникам угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением имущества либо иными противоправными действиями, дознаватель, следователь, прокурор, суд обязаны принять меры к охране жизни, здоровья, чести, дос­тоинства и имущества этих лиц, а также к установлению виновных и привлечению их к ответственности. Дознаватель, следователь, прокурор и суд вправе письменно поручить органам внутренних дел принять все необходимые меры, обеспечивающие охрану жизни, здоровья, чести, достоинства и имущества участвующих в деле лиц. Орган внутренних дел должен быть извещен об имеющихся в уголовном деле сведениях о лицах, которым угрожает опасность, о возможном ее характере, источниках, месте, времени и других обстоятельствах.

Вместе с тем в отечественном законодательстве точно не указаны порядок установления системы мер защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного процесса, их применение и определение оснований для этого. В целях устранения подобных недостатков и разработан данный проект закона. Однако, по мнению членов фракции, законопроект нуждается в доработке в связи с необходимостью определения порядка финансирования защиты лиц, которым угрожает опасность в ходе проведения расследования по уголовным делам.

Эти проекты законов также были поддержаны фракцией партии в концептуальном плане.

Кроме того, на заседании рассмотрен проект закона «О внесении изменений и дополнений в статью 134 Жилищного кодекса Республики Узбекистан». Депутаты были проинформированы, что данный проект закона предусматривает решение таких вопросов, как предоставление услуг питьевого водоснабжения и водоотведения (канализации) в государственном и частном жилищных фондах на основе 100-процентной предоплаты и отключение потребителей от систем водоснабжения и водоотведения (канализации) в случае невнесения 100-процентной предоплаты. Кроме того, в Жилищный кодекс предлагается внести норму о том, что в случае невнесения обязательных платежей за поставки электрической энергии и природного газа за предыдущий месяц до 10 числа каждого месяца в государственном и частном жилищных фондах будут приняты меры по полному отключению потребителей от электрических и газораспределительных сетей в установленном порядке.

Это вызвало замечания и предложения со стороны депутатов. Так, было отмечено, что в ходе выездов депутатов Законодательной палаты в составе рабочих групп на места и встреч, диалогов с населением в избирательных округах люди жаловались на недостатки в обеспечении питьевой водой, перебои в обеспечении электрической энергией и поставках природного газа. Во многих местностях система водопроводных коммуникаций устарела, требует ремонта, отсутствует канализационная сеть.

Вместе с тем, как отметили депутаты, насколько сегодня общество готово к введению строгих мер в отношении потребителей даже за небольшую просрочку оплаты за природные ресурсы? Учтен ли при этом механизм защиты людей, нуждающихся в социальной поддержке, пенсионеров, одиноких, лиц с инвалидностью? Обсуждение показало, что в процессе подготовки проекта закона пока есть больше открытых вопросов, чем ответов.

В завершение дискуссий по рассмотренным законопроектам были приняты соответствующие решения, а также возложены задачи по подготовке проектов данных нормативно-правовых актов ко второму чтению с учетом изложенных мнений и предложений фракции НДП Узбекистана.

 

Лидия БЕЛОГРУДОВА

Фото Санжара ШОТУЛЯГАНОВА



DB query error.
Please try later.