Ўзбекистон овози газетаси
  Ўзб  O'zb
 
18.05.2018

ЦЕЛЕВАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

В Законодательной палате Олий Мажлиса состоялось заседание фракции Народно-демократической партии Узбекистана, на котором был заслушан отчет о деятельности Счетной палаты Республики Узбекистан за 2017 год. По данному вопросу выступил с докладом первый заместитель председателя Счетной палаты Олимхон Рустамов.

Вел заседание руководитель фракции НДП Узбекис­тана в Законодательной палате Олий Мажлиса Хатамжон Кетмонов.

Как отмечалось, данный государственный орган в прошлом году вел свою деятельность в соответствии с указами Президента Республики Узбекистан «О совершенствовании организации деятельности Счетной палаты Республики Узбекистан» от 4 апреля 2005 года, «О мерах по коренному совершенствованию налогового администрирования, повышению собираемости налогов и других обязательных платежей» от 18 июля 2017 года, а также «О мерах по коренному совершенствованию деятельности Счетной палаты Республики Узбекистан» от 10 августа 2017 года.

Был организован контроль за соблюдением законности, обеспечением целевой направленности и эффективности использования бюджетных средств.

Так, в 2017 году в ходе проведенных проверок в 2145 случаях выявлены незаконные и безрезультативные расходы в размере 36,5 млрд сумов и 7 млн долл. США, в 38 случаях — дополнительные доходы в бюджеты бюджетных систем в размере 268,3 млрд сумов. В 75 случаях высказаны предложения и жалобы по совершенствованию нормативных документов и устранению имеющихся системных проблем, в 3442 случаях оказана практическая помощь и даны необходимые указания. По результатам проверок и изучения (аудита), проведенных в рамках возложенных на Счетную палату задач и поручений, Президенту Республики Узбекистан были внесены 66, а Кабинету Минис­тров — три справки и аналитических материала. На их основе принято десять нормативно-правовых документов и протоколов.

Члены фракции были ознакомлены с направлениями, по которым в течение отчетного периода осуществлялись контрольно-аналитическая деятельность и аудит. При этом особое внимание участников заседания вызвало расходование бюджетных средств в социальной сфере.

Как сообщалось в отчете, группой сотрудников Счетной палаты в составе рабочих групп, образованных в соответствии со списком, утвержденным Законодательной палатой Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Государственным советником Президента Республики Узбекис­тан, куда вошли и депутаты нижней палаты парламента, были организованы выезды на места в целях обеспечения реализации реформ в сфере здравоохранения. В ходе проверок выявлено неудовлетворительное состояние работ по размещению в территориальной увязке с создаваемыми сельскими семейными поликлиниками аптек системы АК «Дори-дармон», реализующих доступные и качественные лекарственные средства и изделия медицинского назначения. Кроме того, изучение показало, что ряд первичных медицинских учреждений на местах недостаточно укомплектован врачами общей практики и специалистами узкого профиля.

Также выявлено несоответствие бюджетных средств, выделяемых на лекарственные препараты для одного вызова бригады скорой медицинской помощи, в разрезе регионов республики. Недоумение вызывает и тот факт, что, несмотря на значительно больший по сравнению с предшествующим годом объем средств, выделенных в 2017 году на охрану материнства и детства, в данном направлении не наблюдаются ощутимые изменения. По итогам изучения этой сферы Счетной палатой было направлено соответствующее указание в Министерство здравоохранения и Кабинет Министров.

— Как известно, в соответствии с поручениями Президента и изменениями в Регламенте Законодательной палаты мы, депутаты, в первой половине каждого месяца бываем на местах, проводя диалоги с населением и контрольно-аналитическую работу на местах, — сказала член фракции НДП Узбекистана в Законодательной палате Алия Юнусова. — Мне хотелось бы привести один пример. В результате посещения Ташкентской области нами было выявлено неудовлетворительное состояние материально-технической базы Ташкентского областного противотуберкулезного диспансера. Здание этого медучреждения, построенное в 1935 году, морально устарело и сейчас находится в аварийном состоянии. Последний раз капитальный ремонт там проводился в 1978 году. В данный момент там находятся на лечении, которое протекает от шести месяцев до года, кроме других пациентов, 130 детей. После нашего обращения в областной хокимият на следующий же день оттуда прибыла целая делегация должностных лиц, которые пообещали внести диспансер в инвестиционную программу, обеспечить организацию и финансирование его ремонта.

В ряде учреждений первичного звена системы здравоохранения мы также, в свою очередь, убедились в нехватке врачей общей практики и узких специалистов. Кроме того, люди жалуются на некомпетентность врачей общей практики, когда из-за нехватки специалистов узкого профиля им фактически доверяется осуществлять работу последних, а также их недостаточную компетентность в вопросах профилактики и лечения детей, требуя вернуть в поликлиники педиатров. В этом случае возникает вопрос: зачем же наше государство содержит Ташкентский педиатрический медицинский институт, когда, с одной стороны, прослеживается потребность в педиатрах, а с другой — наблюдается неукомплектованность ими семейных поликлиник? Оправданы ли эти расходы?

Депутаты также уделили особое внимание результатам проверок в коммунальной сфере. Как отмечалось, были проведены контрольные мероприятия по изучению правильного расходования бюджетных средств Государственным унитарным предприятием «Тошиссиккуввати», правильности подсчета и оплаты налоговых и других выплат. В результате проверок в финансово-хозяйственной деятельности данного предприятия выявлен целый ряд ошибок и недочетов, размер ущерба составляет 516,0 млрд сумов. Сведения о результатах проверки и допущенных нарушениях направлены в правоохранительные органы для принятия соответствующих мер.

Изучено исполнение постановления Президента Республики Узбекистан от 8 августа 2017 года «О первоочередных мерах по обеспечению ускоренного социально-экономического развития регионов» в Андижанской области, Бекабадском районе и городе Алмалыке Ташкентской области, Шайхонтохурском, Учтепинском, Сергелийском, Алмазарском и Бектемирском районах города Ташкента с непосредственным выездом на места.

В ходе изучений Счетной палатой особое внимание также уделялось правильной организации работы руководителей так называемых «четырех секторов», куда вошли представители мест­ных хокимиятов, правоохранительных органов, органов прокуратуры, а также налоговой службы на местах по реализации намеченных в постановлении задач, созданию необходимых удобств для проведения диалога с народом, а также системному налаживанию работы по выявлению и устранению имеющихся проблем. В этом направлении за отчетный период была проанализирована работа по подготовке многоэтажных домов городов и районов к осенне-зимнему сезону.

В ходе анализа выявлено, что утвержденные по плану ремонт­но-восстановительные работы выполнены лишь частично, а именно не завершены работы по капитальному ремонту кровельной части многоэтажных домов, тротуаров и подъездов домов, установке железных дверей и кодовых замков.

В целях устранения этих проблем при содействии Счетной палаты обеспечено выделение со стороны коммерческих банков товариществам частных собственников жилья кредитных средств в размере 4,8 млрд сумов.

— У меня есть вопрос. Бывая на местах, беседуя с людьми, особенно жителями отдаленных районов, мы постоянно получаем от них обращения с жалобами на необеспеченность населения питьевой водой, перебои в поставке газа, электроэнергии, проблемы, связанные с ремонтом домов, систем отопления и канализации, — сказал член фракции НДП Узбекистана в Законодательной палате Шухрат Турсунбаев. — То есть вопросы коммунально-бытового обслуживания имеющегося жилого фонда — самые насущные для обеспечения населения жизненно необходимыми ресурсами, не говоря уже о недостатках в других сферах.

Эффективная реализация «дорожных карт» по социально-экономическому развитию территорий, строительству нового жилья по типовым проектам, новых объектов инфраструктуры — это также сложное направление, за своевременным исполнением которого должна вести строгий контроль Счетная палата. Почему же зачастую в вопросе соблюдения намеченного графика наблюдается непоследовательность, сроки выполняемых работ сдвигаются, в отчетах сообщаются неверные данные о том, что работы якобы уже выполнены, а на деле все обстоит наоборот? Средства из бюджета выделены, а работы выполнены лишь частично, зато уже поторопились отчитаться о достигнутых результатах. В чем причина этого?

В ходе слушания отчета Счетной палаты отмечалось, что были проведены мероприятия по изучению финансово-хозяйственной деятельности политических партий в целях обеспечения рационального и эффективного расходования средств, выделяемых из бюджета для совершенствования их уставной деятельности. В частности, было подчеркнуто, что для повышения потенциала и квалификации работников аппарата Центрального Совета, а также местных советов Народно-демократической партии Узбекис­тана проведены семинары с участием представителей Счетной палаты. 

В завершении обсуждения представленный отчет был одобрен членами фракции.

 

Лидия БЕЛОГРУДОВА



DB query error.
Please try later.