Ўзбекистон овози газетаси
  Ўзб  O'zb
 
26.07.2019

КИШИНЕВСКАЯ КОНВЕНЦИЯ – ВАЖНЫЙ ДОКУМЕНТ В УСТАНОВЛЕНИИ ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Министерством юстиции Республики Узбекистан совместно с заинтересованными  министерствами и ведомствами проработан вопрос о присоединении к Кишиневской конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным  делам от 07.10.2002 г. (далее – Кишиневская конвенция).

Кишиневская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам носит комплексный характер и определяет порядок доступа к правовой защите, содержит различные формы и виды правовой взаимопомощи, порядок и условия ее оказания, взаимного признания и исполнения судебных решений.

Как известно, в настоящее время сотрудничество по вопросам правовой помощи между Республикой Узбекистан и государствами-участниками СНГ осуществляется на основе Минской конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года.

В ходе изучения положений Кишиневской конвенции установлено, что в документе существует механизм его реализации на основе законодательства Республики Узбекистан. Так, статья 5 Кишиневской конвенции предусматривает, что при исполнении поручения об оказании правовой помощи запрашиваемое учреждение применяет законодательство своей страны. По просьбе запрашивающего учреждения оно может применить и процессуальные  нормы запрашивающей договаривающейся стороны, если только они не противоречат законодательству запрашиваемой договаривающейся стороны.

Аналогичное положение имеется практически в каждом разделе документа. В частности, в разделе III (Признание и исполнение решений) указано, что признание и исполнение приговоров (решений) в части конфискации осуществляется в соответствии с законодательством запрашиваемой договаривающейся стороны.

В отличие от Минской конвенции, присоединение к Кишиневской конвенции позволит регулировать дела, касающиеся разрешения экономических споров, оказывать правовую помощь в организации и проведении экспертиз по гражданским, семейным и уголовным делам; признавать и исполнять решения судов о наложении ареста на имущество, включая денежные средства на банковских счетах, обжаловать действия должностных лиц, а также обеспечить конфиденциальность сведений при оказании правовой помощи; создавать совместные следственно-оперативные группы с правоохранительными органами стран-участниц в целях оперативного расследования транснациональных преступлений; получать правовую помощь в розыске, аресте и изъятии имущества, денег и ценностей, полученных преступным путем, а также принадлежащих обвиняемым (подсудимым, осужденным) доходов от преступной деятельности, необходимых для возмещения ущерба; облегчить реализацию отношений в решении вопросов экстрадиции и способствовать уменьшению возникающих в этом процессе правовых коллизий; отказать в выдаче, если оказание такой помощи может нанести ущерб суверенитету или безопасности либо противоречит национальному законодательству.

Кишиневская конвенция является развитием Минской конвенции, ставшей одним из международных соглашений, реально действующих и сыгравших важную роль в установлении правовых отношений между государствами-участниками СНГ. При этом, в отличие от Минской конвенции, оказание правовой помощи в рамках Кишиневской конвенции будет содействовать более оперативному достижению намеченных целей.

Кишиневская конвенция подписана Азербайджанской Республикой, Республикой Армения, Республикой Беларусь, Грузией, Казахстаном, Кыргызской Республикой, Молдовой, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан и Украиной. Депонирована до настоящего времени Азербайджанской Республикой, Республикой Армения, Казахстаном, Кыргызской Республикой и Республикой Таджикистан.

Согласно пункту 3 статьи 120 Кишиневской конвенции, между ее государствами-участниками прекращают свое действие Минская конвенция и протокол к ней от 28 марта 1997 года. Таким образом, с теми государствами-участниками СНГ, которые депонировали Кишиневскую конвенцию, Республика Узбекистан будет развивать отношения по правовой помощи и правовым отношениям по гражданским, семейным и уголовным делам в упрощенном порядке.

Вопрос присоединения к Кишиневской конвенции проработан Министерством юстиции, Генеральной прокуратурой, Службой государственной безопасности, Министерством иностранных дел и Министерством внутренних дел, которые полагают возможным присоединение к ней без каких-либо оговорок.

В связи с этим проект закона «О присоединении Республики Узбекистан к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Кишинев, 7 октября 2002 года)», внесенный ­Президентом Республики Узбекистан в порядке законодательной инициативы 28 июня 2019 года, рассмотрен на заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

По итогам рассмотрения проекта закона Законодательная палата приняла закон в трех чтениях. Закон направлен в Сенат Олий Мажлиса для одобрения.

Шухрат МАМАДЖАНОВ,

депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса, член фракции НДП Узбекистана.


Мнения и предложения

Защита от автоматических сообщений

Последние новости: