Ўзбекистон овози газетаси
  Ўзб  O'zb
 
05.01.2018

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ МЕСТНЫХ КЕНГАШЕЙ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

в общественно-политической жизни нашей страны в корне изменились

Согласно нашему национальному законодательству, хокимы областей и хоким города Ташкента подотчетны перед Президентом и соответствующим Кенгашем народных депутатов, а хокимы районов, городов — перед вышестоящими хокимами и соответствующими Кенгашами народных депутатов. Эта норма уже сама по себе свидетельствует об авторитете местных представительных органов и широте их полномочий. Прет­ворение в жизнь этой нормы, определенной законом, становится актуальной задачей.

Президент Республики Узбекистан на торжественном собрании, посвященном 25-й годовщине принятия Конституции, особо отметил, что роль и значение Кенгашей народных депутатов в общественно-политической жизни нашей страны в корне изменились.

Кенгаш народных депутатов и хоким обеспечивают осуществление задач социально-экономического развития, являющихся общими для области, района и города, выполнение на местах законов, постановлений палат Олий Мажлиса, документов, принятых Президентом и Кабинетом Министров, решений вышестоящих Кенгашей народных депутатов и хокимов, связи органов самоуправления граждан и органов государственной власти и управления, привлечение населения к управлению областью, районом и городом. Эффективность деятельности органов местной представительной власти зависит от контрольных полномочий депутатов. В числе полномочий особое место занимают депутатский запрос и заслушивание отчетов руководителей местных органов исполнительной власти.

В Законе «О статусе депутата областного, районного и городского Кенгаша народных депутатов» определено право депутатов местных Кенгашей обращаться с депутатским запросом. Ответ на депутатский запрос должностные лица органов государственной власти и управления обязаны направить депутату не позднее десяти дней со дня получения депутатского запроса.

12 июля прошлого года в Законодательной палате Олий Мажлиса состоялось видеоселекторное совещание с представителями палат Олий Мажлиса, политических партий и Экологического движения Узбекистана. На совещании подвергались критике односторонний подход в работе депутатов местных Кенгашей и то, что депутаты неэффективно используют свои права и полномочия на практике. Были определены актуальные задачи по изучению действительного положения дел на мес­тах, учреждению порядка внесения на обсуждение сессий местных Кенгашей народных депутатов отчетов соответствующих руководителей и посредством этого решению на местах вопросов, беспокоящих население. Критические замечания мобилизуют политические партии на то, чтобы еще раз проанализировать свою деятельность в этом направлении и организовать работу на уровне требований сегодняшнего дня.

Оправдать доверие народа, жить его заботами — это требует от депутата большой ответственности. В связи с этим Цент­ральный Совет НДП Узбекистана принял оперативные меры по улучшению деятельности партийной фракции и партийных групп на местах, определил прио­ритетные цели и задачи. Исходя из этого, группы НДП Узбекистана в местных Кенгашах народных депутатов должны обратить особое внимание на повышение эффективности своей деятельности, дальнейшее повышение инициативности на пути защиты интересов электората. Таким образом, формируются навыки глубокого анализа социально-экономического процесса, внесения предложений по решению проблем. Можно сказать, что в системе партии в этом направлении создается своеобразный механизм.

Депутаты и партийные группы направляют в рамках своих полномочий депутатские запросы ответственным организациям с целью устранения проблем, волнующих население, обращают особое внимание на ход и сроки их рассмотрения. В частности, за прошедший период 2017 года наши партийные группы в местных Кенгашах направили более 5000 депутатских запросов в соответствующие организации для решения вопросов, беспокоящих население.

Как известно, в статье 24 Закона «О местной государственной власти» определено заслушивание отчетов руководителей отделов, управлений исполнительной власти, соответствующих прокуроров, руководителей территориальных подразделений Министерства внутренних дел и соответствующих территориальных органов управления здравоохранения, районных (городских) медицинских объединений, центральных многопрофильных поликлиник. В соответствии с этой нормой, группы НДП Узбекистана заслушали 164 отчета должностных лиц по важным социально-экономическим вопросам.

В соответствии с Законом «О местной государственной власти», основная форма работы местного Кенгаша народных депутатов — это сессия. На проходящих сессиях особое внимание уделяется обсуждению отчетов, информации руководителей местной исполнительной власти по тому или иному вопросу. По инициативе депутатов НДП Узбекистана на заседаниях партийных групп рассмотрено 853 вопроса, на заседаниях пос­тоянных комиссий — 593, на сессиях — 260 вопросов.

Конечно, деятельность в этом направлении еще более активизировалась на основе задач, определенных на видеоселекторном совещании, и на практике дает положительный результат. Очень важно, чтобы значение реформ в этом направлении прежде всего поняли депутаты, ответственные работники местной исполнительной власти и, в соответствии с этим, работали более активно, самоотверженно. Если будет поставлен вопрос, беспокоящий население, если депутаты предметно, объективно обсудят его с ответственными руководителями, если на сессиях будут приниматься тщательно подготовленные решения, то регионы будут развиваться, и от этого все только выиграют. У людей повысится интерес к обновлениям, демократическим реформам, они будут выступать за них и активно в них участвовать.

Необходимо отметить, что в прошлом году в Закон «О местной государственной власти» внесен ряд изменений и дополнений, в частности закреплен принцип заслушивания отчетов хокимов местными представительными органами власти. Также в закон добавлена новая 252-я статья. В соответствии с ней, определен вопрос заслушивания местным Кенгашем народных депутатов отчетов руководителей территориальных подразделений Министерства внутренних дел. Впредь руководители территориальных подразделений Министерства внутренних дел ежеквартально будут представлять в соответствующие местные Кенгаши отчеты по профилактике правонарушений. Их отчеты будут критически обсуждаться в местных Кенгашах, будет даваться оценка эффективности их деятельности.

В соответствии с Указом Президента «О мерах по расширению полномочий органов государственной власти на местах в формировании местных бюджетов» и постановлением Президента «О расширении полномочий органов государственной власти на местах и повышении их ответственности за формирование доходов местных бюджетов», определены положения о внесении при необходимости в соответствующие Кенгаши народных депутатов предложений по внесению изменений в утвержденные параметры местных бюджетов и представлении финансовых отчетов об исполнении местных бюджетов в Кенгаш и вышестоящий финансовый орган. Этот порядок служит повышению роли депутатов в утверждении бюджетных параметров территорий и контроле за их выполнением.

Согласно постановлению Президента «О первоочередных мерах по обеспечению ускоренного социально-экономического развития регионов», еще более повышается социальная ответственность Кенгашей. В частности, на основании данного пос­тановления на заседаниях Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, областных и Ташкент­ского городского, районных (городских) Кенгашей определено ежеквартально заслушивать отчеты руководителей секторов с участием закрепленных за регионами ответственных должностных лиц, депутатов и сенаторов.

При заслушивании отчетов руководителей секторов предусмотрены задачи, направленные на конкретные цели, такие, как критическая оценка социально-экономического положения на территориях, выявление актуальных проблем, беспокоящих население, субъектов предпринимательства, фермерские хозяйства, молодежь, а также недостатков, препятствующих развитию территорий. Заслушивание подобных отчетов считается одним из важных средств влияния на процесс развития регио­нов, повышение ответственности руководителей секторов, должностных лиц, местных исполнительных органов власти.

Кроме того, Указ Президента «О дополнительных мерах по повышению финансовой самос­тоятельности органов государственной власти на местах, усилению ответственности налоговых и финансовых органов за полноту поступлений в местные бюджеты» еще более расширяет полномочия местных Кенгашей. В частности, установлен порядок, в соответствии с которым на сессиях Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, Кенгашей народных депутатов областей, города Ташкента и районов (городов) республики ежеквартально заслушиваются отчеты первого заместителя хокима по вопросам экономики и развития предпринимательства — в части реализации программ социально-экономического развития территорий, увеличения доходной базы бюджета и соз­дания новых рабочих мест; заместителя хокима по вопросам инвестиций, инноваций, оказания содействия приватизированным предприятиям и развития малых промышленных зон и туризма — в части привлечения инвестиций и реализации инвес­тиционных проектов; руководителя финансового управления (отдела) — об исполнении бюджета Республики Каракалпакстан, областей, г. Ташкента, а также районов (городов) республики, о формировании дополнительных источников доходов исходя из потенциала территорий и направлений использования дополнительных источников, в том числе выявленных резервов увеличения доходов местных бюджетов; руководителя государственного налогового управления (инспекции) — о состоянии исполнения доходов Республики Каракалпакстан и мест­ных бюджетов по доходам, проводимой ими работе по выявлению дополнительных резервов, а также начислении и фактической уплате в бюджет в разрезе налогов и других обязательных платежей, налоговой задолженности по ним.

С точки зрения последовательного развития демократии в нашей стране расширение полномочий местных Кенгашей народных депутатов имеет глубокий смысл. Заслушивание отчетов и информации ответственных лиц местной исполнительной власти, принятие на этой основе важных решений будет служить росту влияния органов представительной власти на местах на жизнь общества, повышению на территориях независимого управленческого потенциала, усилению ответственности руководителей перед народом.

 

Аброр КУРБАНОВ,

заведующий сектором Центрального Совета НДП Узбекистана.



DB query error.
Please try later.