Ўзбекистон овози газетаси
  Ўзб  O'zb
 
23.08.2019

Постановление Президента Республики Узбекистан

Постановление Президента Республики Узбекистан

ОБ УСКОРЕННЫХ МЕРАХ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ, ВНЕДРЕНИЮ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ И РАЗВИТИЮ ВОЗОБНОВЛЯЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ЭНЕРГИИ

В республике реализуются долгосрочные стратегии развития нефтегазовой, электроэнергетической, угольной, химической, строительной индустрии, направленные на обеспечение динамичного роста экономики и повышение уровня благосостояния населения, бесперебойное удовлетворение спроса на топливно-энергетические ресурсы.

Вместе с тем действующие мощности топливно-энергетической отрасли не в полной мере обеспечивают растущую потребность в энергоресурсах, энергоемкость отечественной экономики значительно превышает средний показатель развитых стран.

На долю возобновляемых источников энергии, вырабатываемых в основном гидроэлектростанциями, в настоящее время приходится лишь 10 процентов от общего объема производимой электрической энергии в стране. Несмотря на имеющийся огромный потенциал, не в полной мере используются возможности таких возобновляемых источников энергии, как солнце и ветер.

В этой связи одним из актуальных направлений государственной политики на современном этапе должно стать повышение энергоэффективности отраслей экономики и социальной сферы, широкое внедрение энергосберегающих технологий и возобновляемых источников энергии.

В целях комплексной организации работ по повышению энергоэффективности, широкому внедрению энергосберегающих технологий и возобновляемых источников энергии, кардинальному снижению энергоемкости отраслей экономики и социальной сферы путем вовлечения имеющихся ресурсов и незадействованного потенциала с учетом передового зарубежного опыта, а также обеспечения рационального и эффективного использования топливно-энергетических ресурсов:

1. Принять к сведению, что:

а) Законом Республики Узбекистан «Об использовании возобновляемых источников энергии» предусмотрены льготы и преференции в области использования возобновляемых источников энергии, в том числе освобождение от уплаты:

всех видов налогов сроком на пять лет с даты государственной регистрации производителей установок возобновляемых источников энергии;

налога на имущество за установки возобновляемых источников энергии и земельного налога по участкам, занятым этими установками (номинальной мощностью 0,1 МВт и более), сроком на десять лет с момента ввода их в эксплуатацию;

земельного налога лицами, использующими возобновляемые источники энергии в жилых помещениях с полным отключением от действующих сетей энергоресурсов, сроком на три года, начиная с месяца использования возобновляемых источников энергии;

б) постановлением Президента Республики Узбекистан от 8 ноября 2017 года № ПП-3379 «О мерах по обеспечению рационального использования энергоресурсов» установлен порядок, в соответствии с которым с 1 января 2018 года:

при проектировании, реконструкции, строительстве и сдаче в эксплуатацию зданий и сооружений государственных органов и учреждений, а также многоквартирного жилищного фонда проводится их проверка на соответствие градостроительным нормам и правилам в части применения энергоэффективных и энергосберегающих технологий;

при проектировании, реконструкции и строительстве всех зданий и сооружений, кроме индивидуального жилищного строительства, предусматривается обязательная установка сертифицированных солнечных водонагревательных установок для горячего водоснабжения, а также энергосберегающих ламп.

2. Признать неудовлетворительной работу министерств и ведомств, предприятий и организаций отраслей экономики и социальной сферы по повышению энергоэффективности, внедрению энергосберегающих технологий и развитию возобновляемых источников энергии.

3. Указать на персональную ответственность первых руководителей органов государственного и хозяйственного управления, председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей, города Ташкента, районов и городов за принятие комплексных мер по повышению энергоэффективности, широкому внедрению энергосберегающих технологий и использованию возобновляемых источников энергии в административных зданиях, населенных пунктах и на производственных объектах.

4. Одобрить разработанную Министерством энергетики, Министерством экономики и промышленности, Министерством инновационного развития и Министерством финансов Республики Узбекистан Комплексную программу дальнейшего повышения энергоэффективности отраслей экономики и социальной сферы, внедрения энергосберегающих технологий и развития возобновляемых источников энергии в Республике Узбекистан в 2019–2022 годах (далее – Комплексная программа), предусматривающую:

а) утверждение:

целевых параметров дальнейшего развития возобновляемых источников энергии согласно приложению № 1 с доведением их доли к 2030 году до более 25 процентов от общего объема генерации электрической энергии;

«Дорожной карты» дальнейшего повышения энергоэффективности отраслей экономики и социальной сферы, а также развития возобновляемых источников энергии согласно приложению № 2;

б) меры по бесперебойному обеспечению энергоресурсами объектов социальной сферы (образовательные учреждения, в том числе дошкольные, объекты здравоохранения) в регионах, а также снижению энергопотребления в городе Нукусе, областных центрах и городах областей за счет:

поэтапной установки современных солнечных фотоэлектрических станций и солнечных водонагревателей (за исключением объектов, подключенных к централизованным системам теплоснабжения) для обеспечения горячим водоснабжением и электрической энергией, а также энергоэффективных систем отопления, в том числе бивалентной, включая внедрение современных тепловых насосов и рекуператоров;

улучшения системы тепловой защиты зданий, установки двухкамерных и энергоэффективных оконных блоков, сенсорных датчиков, совмещенных со светодиодными источниками, а также рекуператоров воздуха и других систем;

в) установку солнечных фотоэлектрических станций (в среднем 2 кВт) и солнечных водонагревателей (в среднем 200 литров) в частных домовладениях;

г) замену нестандартных газогорелочных устройств на современные и энергоэффективные газогорелочные устройства бытовым потребителям, а также юридическим лицам;

д) утверждение Перечня административных зданий государственных органов и организаций, а также объектов инфраструктуры, которые рекомендуется оснастить солнечными фотоэлектрическими станциями и солнечными водонагревательными установками, согласно приложению № 3.

5. Определить источниками финансирования мероприятий Комплексной программы средства республиканского бюджета Республики Узбекистан, республиканского бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента, собственные средства физических и юридических лиц, а также льготные кредитные ресурсы международных финансовых институтов и иностранных правительственных финансовых организаций, средства технического содействия (гранты) зарубежных доноров.

Министерству инвестиций и внешней торговли совместно с Министерством энергетики Республики Узбекистан в месячный срок провести переговоры с международными финансовыми институтами, иностранными правительственными финансовыми организациями и зарубежными донорами в целях привлечения кредитных ресурсов и средств технического содействия (грантов) на реализацию Комплексной программы.

6. Ввести порядок, согласно которому с 1 января 2020 года следующие мероприятия финансируются за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан в пределах ежегодно утверждаемых параметров:

а) предоставление физическим лицам компенсаций в размере 30 процентов расходов на приобретение солнечных фотоэлектрических станций, солнечных водонагревателей, а также энергоэффективных газогорелочных устройств, но не более:

3 миллионов сумов – для солнечных фотоэлектрических станций;

1,5 миллиона сумов – для солнечных водонагревателей;

200 тысяч сумов – для газогорелочных устройств;

б) предоставление физическим и юридическим лицам компенсаций на покрытие процентных расходов по кредитам коммерческих банков на приобретение установок возобновляемых источников энергии, энергоэффективных газогорелочных устройств и котлов, а также другого энергоэффективного оборудования:

физическим лицам – по кредитам, сумма которых не превышает 500 миллионов сумов – в части, превышающей ставку рефинансирования Центрального банка Республики Узбекистан, но не более чем на 8 процентных пунктов;

юридическим лицам – по кредитам, сумма которых не превышает 5 миллиардов сумов – в части, превышающей ставку рефинансирования Центрального банка Республики Узбекистан, но не более чем на 5 процентных пунктов;

в) разработка и принятие международных стандартов, устанавливающих требования к энергоэффективным, энергосберегающим технологиям и оборудованию, а также методам их испытания.

Министерству финансов и Министерству энергетики Республики Узбекистан в двухмесячный срок определить механизм финансирования мероприятий, предусмотренных настоящим пунктом.

7. Установить, что ежегодно:

до 15 сентября органы государственного и хозяйственного управления, а также территориальные комиссии по вопросам энергоэффективности и развития возобновляемых источников энергии вносят в Министерство энергетики предложения для включения в Перечень объектов, подлежащих в предстоящем году оснащению установками возобновляемых источников энергии, другим энергоэффективным и энергосберегающим оборудованием, а также проведению работ по улучшению тепловой защиты (далее – Перечень);

до 1 октября Министерство энергетики совместно с Министерством жилищно-коммунального обслуживания, Министерством экономики и промышленности, Министерством строительства, Министерством финансов Республики Узбекистан, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента формирует в разрезе отраслей экономики и социальной сферы, а также районов и городов Перечень с указанием конкретных объемов и источников финансирования;

до 15 октября Республиканская комиссия по вопросам энергоэффективности и развития возобновляемых источников энергии рассматривает и утверждает Перечень;

объем предусмотренных в Перечне финансовых средств включается Министерством финансов в параметры ежегодно утверждаемого Государственного бюджета Республики Узбекистан.

8. Определить, что с 1 января 2020 года:

а) при проектировании, реконструкции и строительстве всех зданий и сооружений, кроме индивидуального жилищного строительства, в обязательном порядке предусматриваются:

обеспечение энергоэффективности зданий в соответствии со строительными нормами и правилами;

предоставление раздела показателей энергоэффективности зданий и сооружений с учетом требований строительных норм и правил при проведении экспертизы проектной документации;

б) государственные органы и организации обязаны установить в зданиях и сооружениях, находящихся на их балансе, сенсорные датчики, совмещенные со светодиодными источниками для систем освещения, энергоэффективные газогорелочные устройства;

в) определение класса или технических показателей энергоэффективности продукции (оборудования, товаров) и технологий является обязательным при их сертификации аккредитованными органами в Республике Узбекистан.

Министерству строительства совместно с Министерством энергетики и Агентством «Узстандарт» в срок до 1 ноября 2019 года:

пересмотреть градостроительные нормы и правила на предмет кардинального повышения требований к энергоэффективности вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений;

разработать и утвердить нормативные документы по определению классов энергоэффективности зданий и сооружений (классы А, Б, В и другие).

9. Согласиться с предложением Агентства «Узстандарт», Министерства энергетики, Министерства экономики и промышленности, Министерства инновационного развития Республики Узбекистан о поэтапном внедрении с 1 декабря 2019 года до 1 января 2023 года системы энергетического менеджмента в соответствии с международным стандартом (ISO 50001) на отечественных предприятиях и организациях по перечню согласно приложению № 4, предусматривающей:

прозрачность и объективность оценки эффективности энергопотребления, снижение энергоемкости предприятий, а также уменьшение выбросов в атмосферу;

эффективность управления энергопотреблением при минимальных затратах ресурсов, в первую очередь финансовых, повышение капитализации активов предприятий;

повышение конкурентоспособности производимой продукции, оказываемых услуг.

10. Министерству энергетики Республики Узбекистан и Агентству «Узстандарт» совместно с ответственными министерствами и ведомствами:

в месячный срок провести инвентаризацию действующих нормативных документов по стандартизации, устанавливающих требования к энергоэффективным, энергосберегающим технологиям и оборудованию;

в двухмесячный срок утвердить сетевой график принятия в период 2019–2020 годов необходимых международных стандартов, устанавливающих требования к энергоэффективным, энергосберегающим технологиям, оборудованию и методам их испытания;

в двухмесячный срок разработать и утвердить «Дорожную карту» по созданию в срок до 1 августа 2020 года современных лабораторий по испытаниям энергопотребляющего оборудования на соответствие показателям энергоэффективности и энергосбережения.

11. Запретить с 1 сентября 2019 года ввоз на территорию Республики Узбекистан бывшего в употреблении генерирующего оборудования, силовых понижающих трансформаторов, электродвигателей, а также энергопотребляющего оборудования категории энергоэффективности D.

Установить, что закуп электротехнического оборудования и установок, а также комплектующих и материалов для предприятий территориальных электрических сетей осуществляется централизованно АО «Региональные электрические сети».

12. Утвердить:

обновленный состав Республиканской комиссии по вопросам энергоэффективности и развития возобновляемых источников энергии (далее – Республиканская комиссия) согласно приложению № 5;

типовой состав территориальных комиссий по вопросам энергоэффективности и развития возобновляемых источников энергии согласно приложению № 6.

Республиканской комиссии (Арипов А.Н.):

в срок до 15 октября 2019 года утвердить методику определения показателей повышения энергоэффективности и экономии топливно-энергетических ресурсов;

в срок до 20 октября 2019 года сформировать перечень отраслей экономики в разрезе энергоемких предприятий для дальнейшей оценки их энергоэффективности и экономии топливно-энергетических ресурсов;

в срок до 20 декабря 2019 года утвердить целевые показатели повышения энергоэффективности и экономии топливно-энергетических ресурсов по отраслям экономики, предусматривающие достижение экономии не менее 2,4 миллиарда кВт.ч электрической энергии, 2,4 миллиарда куб. м природного газа и 20 тысяч тонн нефтепродуктов в 2020–2022 годах;

вносить, при необходимости, изменения и дополнения в параметры Комплексной программы;

осуществлять эффективную организацию и координацию работ по выполнению задач, определенных настоящим постановлением.

Кабинету Министров Республики Узбекистан в месячный срок утвердить положение о Республиканской комиссии.

13. Определить, что:

а) Министерство энергетики Республики Узбекистан:

является уполномоченным органом по реализации единой государственной политики в сфере обеспечения повышения энергоэффективности отраслей экономики и социальной сферы, внедрения энергосберегающих технологий у всех категорий потребителей независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, а также развития возобновляемой энергетики;

выступает ответственным исполнительным органом за координацию и управление проектами в сфере повышения энергоэффективности отраслей экономики и социальной сферы, внедрения энергосберегающих технологий и развития возобновляемых источников энергии в Республике Узбекистан, а также ведение мониторинга и отчетности в период их реализации;

является рабочим органом Республиканской комиссии;

является национальным координирующим органом Республики Узбекистан в Международном агентстве по возобновляемым источникам энергии (IRENA);

б) проекты нормативно-правовых актов и программы по внедрению возобновляемых источников энергии подлежат обязательному согласованию с Министерством энергетики Республики Узбекистан.

14. Возложить на Министерство энергетики Республики Узбекистан следующие дополнительные задачи:

проведение единой государственной политики в области повышения энергоэффективности отраслей экономики и социальной сферы, снижения энергоемкости экономики, а также стимулирование активного внедрения передовых энергосберегающих технологий;

разработку предложений по инвестиционным проектам в целях повышения энергоэффективности, в том числе путем организации и проведения научно-исследовательских работ;

выработку механизмов стимулирования внедрения современных энергоэффективных и энергосберегающих технологий в государственных органах и организациях, в производственные процессы организаций отраслей экономики, а также осуществление мониторинга эффективности потребления энергоресурсов;

организацию тренингов для повышения квалификации специалистов в области энергетического аудита и поставщиков энергетических услуг с учетом международного опыта и привлечением, при необходимости, зарубежных специалистов;

определение порядка организации деятельности энергоаудиторов, осуществление мониторинга за проведением обязательных энергетических обследований потребителей топливно-энергетических ресурсов и выполнением соответствующих рекомендаций, а также мониторинг деятельности энергосервисных компаний;

применение экономических санкций за неэффективное использование топливно-энергетических ресурсов к юридическим лицам, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

15. Создать в структуре центрального аппарата Министерства энергетики Республики Узбекистан Департамент по энергоэффективности и энергосбережению в отраслях экономики и социальной сфере.

В целях укомплектования создаваемого подразделения выделить Министерству энергетики дополнительно 10 штатных единиц управленческого персонала, финансируемых за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, из которых:

2 единицы – за счет сокращения соответствующей штатной численности территориальных подразделений Инспекции по контролю за использованием нефтепродуктов и газа при Министерстве энергетики (далее – Узнефтегазинспекция);

3 единицы – за счет сокращения соответствующей штатной численности территориальных подразделений Инспекции по контролю в электроэнергетике при Министерстве энергетики (далее –Узэнергоинспекция);

5 единиц – за счет сокращения соответствующей штатной численности территориальных подразделений Инспекции по контролю за агропромышленным комплексом при Кабинете Министров Республики Узбекистан.

16. Министерству энергетики в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности, предусматривающих установление ответственности за невыполнение предписаний Узэнергоинспекции и Узнефтегазинспекции, а также непроведение обязательных энергетических обследований и экспертиз.

17. Ассоциации «Узэлтехсаноат» совместно с Министерством экономики и промышленности, Министерством инновационного развития и отраслевыми предприятиями принять меры по освоению производства компенсирующих устройств (конденсаторных батарей) реактивной мощности, микропроцессорных блоков релейной защиты, частотных преобразователей, устройств плавного пуска и другой энергосберегающей продукции до конца 2020 года.

18. Национальной телерадиокомпании Узбекистана и Министерству энергетики Республики Узбекистан в недельный срок утвердить медиаплан по широкому освещению среди населения преимуществ солнечных водонагревателей, энергоэффективных газогорелочных устройств и других видов энергосберегающего оборудования, в том числе сведений о мерах государственной поддержки, стоимости оборудования и экономии средств потребителей.

19. Внести изменения в некоторые постановления Президента Республики Узбекистан согласно приложению № 7.

20. Министерству энергетики в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.

21. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., заместителя Премьер-министра Кучкарова Д.А., советника Президента Республики Узбекистан Гулямова Р.А.


Президент Республики Узбекистан

Ш. МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент,

22 августа 2019 года.


Мнения и предложения

Защита от автоматических сообщений

Последние новости: