Ўзбекистон овози газетаси
  Ўзб  O'zb
 

В последнем номере



Самое читаемое



Актуальные темы



Архив

«    Noyabr 2018   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2
03.08.2018

НЕУВЯДАЮЩИЕ ТРАДИЦИИ УЗБЕКСКОГО НАРОДА

В Государственном музее истории Узбекистана открылась выставка изделий мастеров ХIХ—ХХ вв. из фондов музея. Она открывает посетителю мир красоты и гармонии. Старинные, хорошо послужившие людям вещи, тесно связанные с бытом узбекской семьи, оказываются одновременно ценнейшими источниками сведений о жизни прошлых эпох и образцами, на которых воспитывается чувство прекрасного.

Узбекская земля богата мастерами. Унаследованный ими от предыдущих поколений опыт поистине неизмерим. В прошлом к занятиям тем или иным ремеслом была приобщена почти каждая семья. Профессиональные мастера объединялись в специальные цеха и группы. Практически каждая женщина занималась ткачеством, выделкой ковров, вышиванием, а многие мужчины — художественной обработкой металла, глины, дерева.

На выставке можно увидеть такие образцы народно-прик­ладного искусства, как вышивка, ткани, национальная одежда, резьба по дереву, гончарные и медно-чеканные изделия.

В Государственном музее истории Узбекистана имеется до 500 образцов тканей различных расцветок, образцы некоторых из которых представлены на выс­тавке. Ткачество как надомное производство со своей давней традицией развивалось в двух направлениях — изготовление простых, широко распространенных, более дешевых хлопчатобумажных и дорогих, благородных шелковых тканей. Изготовлением хлопчатобумажных изделий занимались, по традиции, женщины, шелкоткачеством — мужчины. Интересны узорные абровые шелка. Термин «абр» для обозначения вида орнамента встречается в литературных источниках ХVI в. Абровая техника открывает широкий простор для творческой фантазии. Узоры абровых тканей самые разные — растительные, с изображением животных и предметов быта.

Большую роль в повседневной жизни населения Узбекистана играла вышивка. Вышивкой украшали мужскую, женскую и детскую одежду, обувь, головные платки румол, поясные мужские платки чорси, чехлы для ножей, разнообразные мешочки для хранения чая, зеркал, попоны. Создавались крупные декоративные вышивки (в том числе сюзане, палаки и др.) для украшения дома. Все элементы вышивки — цвет, линия, отдельные символы — несли важную смысловую нагрузку.

К разновидностям вышивок относятся тюбетейки — традиционный головной убор узбеков. Образцы тюбетеек из разных регионов Узбекистана с их отличительными особенностями можно увидеть в отдельной витрине. А всего в музее хранятся около 300 образцов этого своеобразного отличительного головного убора.

С древних времен существовало на территории Узбекистана искусство золотого шитья — зардузи. Изысканность узоров, тонкость работы и фантастическое узоротворчество принесли ему мировую славу. Особый интерес представляют бухарские парад­ные золотошвейные халаты — зарчопон, которые поражают пышной декоративностью и орнаментальным разнообразием — ни один халат не повторяет другой. Один из таких мужских халатов можно увидеть на выставке.

Керамическое производство представлено в фондах ГМИУ продукцией, представляющей почти все известные центры гончарного ремесла Средней Азии: Андижана, Байсуна, Бухары, Исфары, Канибадама, Кашкадарьи, Коканда, Риштана, Самарканда, Сурхандарьи, Ташкента, Ургута, Ферганской долины, Хорезма и др. Это — бытовая и декоративная посуда, сосуды специального назначения, игрушки. В той же витрине можно увидеть и некоторые предметы деревообработки, также широко известной в Узбекистане с давних времен. Применение резного дерева в быту, или, как ее еще называют, бытовая резьба вбирала в себя обширный круг предметов от мебели до мелкой домашней утвари. Столики, табуреты, сундуки, шкафчики, шкатулки, деревянные кровати, люльки оформлялись резьбой.

Сегодня в Узбекистане возрождаются старинные традиции народных мастеров-умельцев, развиваются ковроткачес­тво, вышивание, гончарное дело, в отдельных областях — обработка металла, в Ферганской долине — шелкоткачес­тво, в Бухаре — золотое шитье. Это свидетельствует о жизнеутверждающей жизни искусства.

 

Лариса ЛЕВТЕЕВА,

искусствовед, член НДП Узбекистана.



DB query error.
Please try later.