Ўзбекистон овози газетаси
  Ўзб  O'zb
 
20.04.2018

УСИЛИТСЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОТСУТСТВИЕ БЕСПРЕПЯТСТВЕННОГО ДОСТУПА ИНВАЛИДОВ К ОБЪЕКТАМ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

На сегодняшний день на нашей планете проживают свыше 650 миллионов лиц с инвалидностью. Если к их числу добавить членов расширенных семей, то число людей, напрямую или косвенно страдающих от инвалидности, достигнет двух миллиардов. Во всем мире инвалиды – это самый уязвимый слой населения с самыми ограниченными возможностями.

В развивающихся странах 98 процентов детей-инвалидов не ходят в школу, среди взрослых лиц с инвалидностью уровень грамотности составляет всего три процента.

Каковы показатели нашей страны в этом вопросе? Какая работа проводится у нас для социальной защиты людей с ограниченными физическими возможностями?

На сегодняшний день в Узбекистане 650 284 человека — это лица с инвалидностью, 84 908 из них — дети в возрасте до 16 лет. Более 60 процентов беременных женщин не охвачены скрининг-обследованиями. В результате несвоевременного выявления заболеваний 3 568 детей рождены с врожденными аномалиями на 1 января 2017 года.

С первых лет независимости в нашей стране вопросы дальнейшего усиления социальной защиты населения, особенно создания равных возможностей и условий для инвалидов, поднялись на уровень государственной политики.

Создание для людей с ограниченными физическими возможнос­тями или по различным причинам ставших инвалидами необходимых условий для адаптации к жизни в обществе, обеспечение заботливого к ним отношения окружающих, а также их стимулирование определяют уровень развитости любого общества. В соответствии с этим, в нашей республике приняты законы, указы и другие нормативно-правовые акты, созданы правовые основы для социальной защиты нуждающихся слоев населения.

В частности, 18 ноября 1991 года в числе первых среди независимых государств в нашей стране был принят Закон «О социальной защищенности инвалидов в Республике Узбекистан». Он был усовершенствован и доработан в соответствии с мировыми стандартами и 11 июля 2008 года принят в новой редакции. Принятие данного закона создало прочный фундамент для обеспечения равных условий для лиц с инвалидностью, реализации их прав и свобод, устранения ограничений в их жизни и деятельности.

Однако нужно признать, что на сегодняшний день в Узбекистане наблюдаются некоторые недос­татки в вопросах создания благоприятных условий и беспрепятственной среды для лиц с инвалидностью, их медицинской реабилитации, обеспечения лекарствами, социальной защиты в целом. Особенно печально, что принятые законы и подзаконные документы не работают на практике.

Взять, к примеру, вопрос соз­дания беспрепятственного доступа лиц с инвалидностью к объектам социальной инфраструктуры, в частности, установку пандусов и специальных дорожек для людей с ограниченными физическими возможностями.

В Законе Республики Узбекис­тан «О социальной защищенности инвалидов в Республике Узбекистан» определена необходимость создания беспрепятственного доступа лиц с инвалидностью к объектам социальной инфраструктуры. Так, в статье 10 нас­тоящего закона закреплено, что органы государственного управления, государственной власти на местах, предприятия, учреждения и организации обязаны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым помещениям, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, объектам здравоохранения и спорта, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом, всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, транспорт­ными коммуникациями, средствами связи общего пользования и информации.

Назревает вопрос: кто ответственен за создание беспрепятственного доступа лиц с инвалидностью к жилым помещениям и объектам социальной инфраструктуры, то есть за установку пандусов?

Жилые помещения, занимаемые лицами с инвалидностью или семьями, имеющими в своем сос­таве инвалида, а также строящееся жилье для лиц с инвалидностью должны быть оборудованы специальными средствами и прис­пособлениями в соответствии с индивидуальной программой реаб­илитации инвалида.

Несмотря на то, что в главе 2, статьях 8, 9,10 и 11 предусмотрена экономическая ответственность за невыполнение требований по учету потребностей инвалидов в процессе проектирования и строительства социальных инфраструктур, адаптации используемых объектов для пользования лиц с инвалидностью, предусмотренная статьей 9 настоящего закона норма о недопущении проектирования и застройки населенных пунктов, формирования жилых районов, а также разработки и производства транспортных средств, средств связи общего пользования и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами на практике реализуется не полностью.

Спортивные, культурные, образовательные учреждения, а также другие социальные объекты для содержательного проведения досуга не оснащены в дос­таточной степени для обеспечения свободного доступа к ним лиц с инвалидностью. Не организованы специальные места для отдыха детей с ограниченными физическими возможностями.

Одним из серьезных препятствий, встречающихся при реализации прав инвалидов, является отсутствие соответствующих условий — пандусов, лифтов и других приспособлений на улицах, тротуарах, транспортных средствах. Ими используются лестницы, не отвечающие строительным требованиям и правилам, не имеется знаков по Брайлю с большими и яркими указателями, а пандусы устанавливаются лишь в некоторых случаях. Все это ограничивает возможность людей с инвалидностью жить активной и самостоятельной жизнью.

Если обратить внимание на статистику, то в городской и транспортной инфраструктуре лишь в 23 901 из 64 598 объектов государственных органов соз­даны условия, в частности пандусы для передвижения инвалидов.

Поэтому 1 декабря 2017 года Президентом нашей страны был принят Указ «О мерах по кардинальному совершенствованию сис­темы государственной поддержки лиц с инвалидностью». В соответствии с ним, будут созданы реальные возможности для активного участия лиц с инвалидностью в жизни общества. Законом определено создание беспрепятственной среды для передвижения граждан с ограниченными физическими возможностями. Так, с 1 марта 2018 года запрещается приобретение город­ских пассажирских транспортных средств, не приспособленных для лиц с инвалидностью. То есть решится одна из актуальных проб­лем, волнующих всех членов общества.

Возникает еще один немаловажный вопрос. Существуют ли в нашей стране конкретные стандарты при установке специальных дорожек (пандусов)?

В Узбекистане в соответствии с санитарными правилами и нормами проектирования и строительства жилых и общественных помещений, других зданий, предусмотренных для проживания, используемых лицами с инвалидностью, а также другими малоподвижными группами населения, определены нормы по установке специальных дорожек (пандусов) для передвижения лиц с инвалидностью. Согласно этому правилу, ширина пути движения в расчете на передвижение инвалида в кресле-коляске должна быть не менее 1,8 м, ширина пути со встречным движением инвалидов в креслах-колясках должна быть не менее 2,0 м. Продольный уклон путей передвижения инвалидов на креслах-колясках должен быть не более 5°. Поперечный уклон пути движения следует принимать в пределах 1—2°.

Перепад горизонтальных уровней участков пешеходных путей, превышающий 4 см, должен быть оборудован пандусами. В исключительных случаях они могут быть винтовыми. Высота подъема каждого марша пандуса должна быть не более 0,6 м при уклоне 1:12. При высоте подъема 0,2 м — не более 1:10. Поперечный уклон не должен превышать 1:50.

В начале и конце каждого подъема следует устанавливать горизонтальные площадки шириной не менее ширины самого пандуса и длиной не менее 1,5 м, при изменении направления пандуса ширина горизонтальной площадки должна обеспечивать возможность поворота кресла-коляски (1,5 х 1,5 м). Внешние боковые края пандуса и площадок следует ограждать бортиками высотой не менее 5 см.

Ступени лестниц на путях движения инвалидов должны быть шероховатыми, без выступов. Ребра решеток на пути движения инвалидов должны располагаться перпендикулярно движению, с разрывами между ребрами не более 1,3 см.

Пандусы или лестничные марши должны ограждаться на высоту не менее 0,9 м и заканчиваться поручнями на высоте 0,9 м для взрослых и 0,5 м для детей дошкольного возраста, причем длина их должна превышать длину пандуса или лестничного марша не менее чем на 0,3 м.

Диаметр круглых поручней не должен превышать 0,05 м, прямоугольных — 0,04 м.

Однако полностью ли соблюдаются настоящие нормы сегодня? Кто контролирует данный вопрос?

К сожалению, в нашей стране вышеперечисленные правила и нормы не соблюдаются. Согласно статье 11 Закона «О социальной защищенности инвалидов в Республике Узбекистан», за невыполнение предусмотренных нас­тоящим законом требований по соз­данию условий лицам с инвалидностью для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым помещениям, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, объектам здравоохранения и спорта, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом, всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, транспортными коммуникациями, средствами связи общего пользования и информации должностные лица организаций привлекаются к административной ответственности.

В данном случае, в соответствии со статьей 511 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности, невыполнение требований по соз­данию условий лицам с инвалидностью для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а также для пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом, всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, транспортными коммуникациями, средствами связи общего пользования и информации влечет наложение штрафа на должностных лиц от десяти до пятнадцати минимальных размеров заработной платы. То же правонарушение, совершенное повторно в течение года после применения административного взыскания, влечет наложение штрафа на должностных лиц от пятнадцати до тридцати минимальных размеров заработной платы.

Согласно соответствующей статье Кодекса об административной ответственности, взимаемые штрафы будут направлены на социальную защиту инвалидов. При этом выплаченные суммы штрафов будут использованы для проведения мероприятий по адаптации объектов, указанных в второй и третьей частях статьи 10 закона.

В этих целях, в соответствии с указом главы нашей страны от 1 декабря 2017 года, на Министерство здравоохранения была возложена задача разработать и внести на утверждение в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект постановления по организации деятельности Фонда поддержки лиц с инвалидностью, предусмотрев его формирование, в том числе за счет части средств от штрафов, налагаемых за нарушения прав лиц с инвалидностью. Организация такого фонда, бесспорно, будет служить дальнейшему улучшению системы оказания материальной и моральной помощи лицам с инвалидностью.

Отныне члены фонда не будут сидеть в кабинетах, а должны выезжать на места и изучать подлинную ситуацию. В случае нарушения требований закона на ответственные лица будет наложен штраф.

Всесторонняя поддержка лиц с инвалидностью, создание для них равных условий для жизнедеят­ельности и оказание необходимой правовой помощи имеют крайне важное значение для сохранения социального равновесия в обществе, прочного утверждения в нем принципов социальной справедливости.



Аброр КУРБОНОВ



DB query error.
Please try later.