Ўзбекистон овози газетаси
  Ўзб  O'zb
 
15.12.2017

О МЕРАХ ПО УСКОРЕННОМУ РАЗВИТИЮ ТЕКСТИЛЬНОЙ И ШВЕЙНО-ТРИКОТАЖНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Указ Президента Республики Узбекистан

В республике реализуются комплекс­ные меры, направленные на создание производства широкого ассортимента качественной текстильной и швейно-трикотажной продукции (далее — текстильная продукция), углубление локализации ее производства, а также повышение экспортного потенциала мест­ных производителей.

За истекший период сформированы необходимая правовая база и благоприятные условия для развития текстильной и швейно-трикотажной промышленности (далее — текстильная промышленность).

Вместе с тем проведенным изучением выявлен ряд системных проблем, препятствующих динамичному развитию текстильной промышленности страны, в числе которых:

во-первых, несмотря на достаточный потенциал отрасли, ввиду отсутствия сопряженной технологической цепочки производства готовой продукции, имеющей высокую добавленную стоимость, доля производимой текстильной продукции в ВВП республики в первом полугодии 2017 года составила лишь 4,6 процента;

во-вторых, система управления текстильной промышленностью не отвечает современным тенденциям развития отрасли, что приводит к накоплению нерешенных проблем и препятствует ее ускоренной модернизации;

в-третьих, неудовлетворительная работа по гармонизации национальных стандартов и лабораторий по испытаниям текстильной продукции с международными стандартами и требованиями, а также низкий уровень внедрения современных систем менеджмента качества препятствуют выходу отечественной продукции на крупные зарубежные рынки сбыта, наращиванию экспортного потенциала и повышению доверия к качеству и безопасности продукции;

в-четвертых, уровень внедрения в отрасль современных информационно-коммуникационных технологий не поз­воляет проводить системный анализ имеющихся проблем и определять перспективные направления развития текстильной промышленности;

в-пятых, нерациональное распределение сырьевых и производственных ресурсов, недостатки в организации логистической и инженерной инфраструктуры приводят к простою значительной части производственных мощностей, экономическим потерям и, как следствие, повышению себестоимости продукции, а также снижению рентабельности производства;

в-шестых, устойчивое преобладание производства и экспорта текстильных полуфабрикатов, недостаточный уровень производства готовой текстильной продукции с высокой добавленной стоимостью и формирования национальных брендов, способных дос­тойно конкурировать на мировых рынках, не способствуют увеличению доходов предприятий текстильной промышленности;

в-седьмых, система подготовки кадров не отвечает реальным потребностям текстильной промышленности, не налажено международное сотрудничество по внедрению инновационных направлений обучения и углублению научных исследований по актуальным вопросам развития отрасли.

В целях обеспечения ускоренного развития текстильной промышленности республики, расширения производства высококачественной и конкурентоспособной готовой продукции, дальнейшего ее продвижения на крупные зарубежные рынки сбыта, а также последовательной реализации задач, определенных Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017—2021 годах:

1. Считать важнейшими направлениями дальнейшего реформирования текстильной промышленности Республики Узбекистан:

первое, увеличение доли текстильной промышленности в экономике, повышение объема и качества производимой в стране текстильной продукции, прежде всего посредством переориентации на высокотехнологическое производство конкурентоспособных текстильных изделий с высокой добавленной стоимостью;

второе, кардинальный пересмотр системы управления текстильной промышленностью с внедрением передовых технологий менеджмента, эффективных форм всестороннего содействия и поддержки предприятий отрасли, в том числе в решении проблем, препятствующих их развитию;

третье, дальнейшее совершенствование системы стандартизации и сертификации в области текстильной промышленности пос­редством ее гармонизации с международными требованиями и стандартами, а также модернизации и аккредитации лабораторий по испытаниям продукции;

четвертое, широкое внедрение в отрасль передовых информационно-коммуникационных технологий, позволяющих обеспечивать получение достоверной и свое­временной информации о состоянии и тенденциях развития отечественного и зарубежных рынков текстильной продукции, проведение ее системного и комплексного анализа в целях определения приоритетных нап­равлений развития отрасли;

пятое, реализацию кластерной модели развития, предусматривающей интегрирование производства, начиная с этапа выращивания хлопка-сырца, его первичной обработки, дальнейшей переработки продукции на хлопкоочистительных предприятиях и выпуска конечной текстильной продукции с высокой добавленной стоимостью;

шестое, обеспечение сбалансированности распределения сырьевых ресурсов и дислокации создаваемых предприятий отрасли во взаимоувязке с развитием логистической и инженерной инфраструктуры, в том числе пос­редством строительства многофункциональных транспортно-логистических хабов, выбора оптимальных маршрутов и коридоров доставки грузов, а также оптимизации тарифов на транспортные перевозки;

седьмое, широкое внедрение в производственный процесс передовых инновационных технологий, ноу-хау, дизайнерских разработок, локализацию производства современных образцов фурнитуры и аксессуаров с целью расширения выпуска и экспорта готовой высококачественной текстильной продукции, продвижения национальных брендов на мировых рынках;

восьмое, кардинальное совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для текстильной промышленности с расширением направлений по наиболее востребованным специальностям, пересмотр учебных программ образовательных учреждений с учетом современных тенденций развития отрасли, активизацию научно-исследовательской деятельности, а также международного сотрудничества в данной сфере.

2. Утвердить «Дорожную карту» по ускоренному развитию текстильной и швейно-трикотажной промышленности в Республике Узбекистан (далее — «Дорожная карта») согласно приложению № 1.

Установить, что руководители минис­терств, ведомств и других организаций несут персональную ответственность за свое­временное, полное и качественное выполнение мероприятий, предусмотренных «Дорожной картой».

3. Ввести, начиная с урожая хлопка-сырца 2018 года, в порядке эксперимента систему заказа и авансирования производства хлопка-сырца напрямую у фермерских хозяйств и других сельскохозяйственных производителей (далее — фермерские хозяйства) отечественными предприятиями текстильной промышленности, предусматривающую в том числе следующие условия:

сорт и объем закупаемого хлопка, сроки и порядок его передачи определяются договором, заключаемым между фермерским хозяйством и предприятием текстильной промышленности;

первичная переработка хлопка-сырца осуществляется хлопкоочистительным предприятием на давальческой основе либо на собственном или арендованном текстильным предприятием хлопкоочистительном предприятии;

предприятия текстильной промышленности осуществляют финансирование затрат фермерских хозяйств (семена хлопчатника, минеральные удобрения, горюче-смазочные материалы, средства химической защиты растений, затраты на выплату заработной платы и оплату оказанных услуг, прочие расходы) путем авансирования не менее 60 процентов от стоимости заключаемого договора;

цена на хлопок-сырец, закупаемый предприятиями текстильной промышленности, устанавливается на договорной основе исходя из анализа фактических затрат и рентабельности фермерских хозяйств и не должна быть ниже установленных цен для государственных нужд;

предприятия текстильной промышленности реализуют полученные семена хлопчатника масложировым предприятиям, дополнительную продукцию (линт, улюк) — другим потребителям через биржевые торги;

закупаемый хлопок-сырец используется предприятиями текстильной промышленности исключительно для его дальнейшей глубокой переработки.

Кабинету Министров Республики Узбекис­тан обеспечить:

в срок до 10 января 2018 года перезаключение в установленном порядке фермерскими хозяйствами договоров контрактации на выращивание и поставку хлопка-сырца с учетом вводимого эксперимента на систему заказа и авансирования производства хлопка-сырца напрямую с предприятиями текстильной промышленности, а также участ­никами хлопково-текстильных кластеров;

в срок до 15 января 2018 года определение территории и площади земельных участ­ков для проведения эксперимента исходя из перезаключенных фермерскими хозяйствами договоров контрактации на выращивание и поставку хлопка-сырца с учетом вводимой системы заказа и авансирования производства хлопка-сырца напрямую с предприятиями текстильной промышленности;

формирование баланса доходов и расходов Фонда целевого финансирования государственных закупок сельскохозяйственной продукции и оснащения техникой сельского хозяйства при Кабинете Министров Республики Узбекистан в срок до 1 февраля 2018 года с учетом определения фермерских хозяйств, заключивших договора на производство хлопка-сырца напрямую с предприятиями текстильной промышленности;

в срок до 15 января 2018 года установление государственных закупочных цен на хлопок-сырец урожая 2018 года;

с учетом перезаключенных договоров определение в срок до 20 января 2018 года объема заказа АО «Узпахтасаноат» на посев хлопка-сырца урожая 2018 года в разрезе фермерских хозяйств, не охваченных договорами контрактации на выращивание и поставку хлопка-сырца напрямую с предприятиями текстильной промышленности, а также участниками хлопково-текстильных кластеров.

4. Согласиться с предложениями предприятий текстильной промышленности, общего собрания акционеров АО «Узбекенгилсаноат», Министерства экономики, Минис­терства финансов, Министерства внешней торговли, Государственного комитета Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции о:

создании Ассоциации предприятий текстильной и швейно-трикотажной промышленности Узбекистана (далее — Ассоциация «Узтекстильпром»);

ликвидации АО «Узбекенгилсаноат» с последующей безвозмездной передачей Ассоциации «Узтекстильпром» его имущества и других средств, принадлежащих государству, а также дебиторской задолженности;

создании в структуре Ассоциации «Узтекс­тильпром» консультативного органа — Совета предприятий текстильной и швейно-трикотажной промышленности, обеспечивающего выработку предложений по устранению системных проблем, активному внедрению маркетинговых инноваций, а также определению перспектив и приоритетных направлений развития отрасли с учетом современных тенденций.

5. Принять к сведению, что:

членами Ассоциации «Узтекстильпром» являются предприятия и организации текс­тильной промышленности;

текущее содержание и финансирование деятельности Ассоциации «Узтекстильпром» осуществляются за счет взносов и отчислений членов ассоциации и иных источников, не запрещенных законодательством;

председатель Ассоциации «Узтекстильпром» и его заместители избираются решением общего собрания членов ассоциации;

председатель Ассоциации «Узтекстильпром» является одновременно заместителем председателя Попечительского совета Ташкентского института текстильной и легкой промышленности.

6. Основными задачами Ассоциации «Узтекстильпром» определить:

выработку стратегии устойчивого развития отрасли в качестве единого комплекса по переработке сырья, производству и экспорту готовой продукции с высокой добавленной стоимостью, в том числе на основе расширения и поддержки промышленной кооперации, проведения исследований внутреннего и внешних рынков сбыта текстильной продукции;

принятие комплексных мер по совершенствованию системы стандартизации и сертификации в области текстильной промышленности посредством ее гармонизации с международными требованиями и стандартами, а также модернизации и аккредитации лабораторий по испытаниям продукции;

обеспечение широкого внедрения в дея­тельность предприятий текстильной промышленности инновационных технологий, в том числе дизайнерских разработок, ноу-хау, систем менеджмента качества и современных маркетинговых услуг;

осуществление системных комплексных мер по насыщению внутреннего рынка отечественной текстильной продукцией высокого качества и расширению географии ее экспорта, в том числе посредством продвижения национальных брендов и представления потенциала предприятий текстильной промышленности на различных информационных ресурсах и выставочных мероприятиях в стране и за рубежом;

активное привлечение в текстильную промышленность иностранных инвестиций, в том числе с целью совершенствования логистической и инженерной инфраструктуры;

оказание содействия в размещении предприятий текстильной промышленности, хлопково-текстильных кластеров исходя из перспектив дальнейшего развития потенциала территорий, наличия сырьевой базы, инфра­структуры, трудовых ресурсов и рынков сбыта;

определение реальной потребности и перспективных направлений подготовки кадров в сфере текстильной промышленности с учетом современных тенденций развития отрасли, участие в совершенствовании учебных программ по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов, углубление научно-исследовательской работы в данной сфере;

выявление и устранение системных проб­лем, препятствующих ускоренному развитию отрасли и стабильному функционированию предприятий текстильной промышленности, выработку предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства в данной сфере.

7. Одобрить структуру исполнительного аппарата Ассоциации «Узтекстильпром» сог­ласно приложению № 2.

8. Создать Рабочую комиссию по разработке проекта Концепции развития на среднесрочную перспективу хлопково-текстильных кластеров (далее — Рабочая комиссия) в составе согласно приложению № 3.

Рабочей комиссии с учетом результатов изучения хода организации хлопково-текс­тильных кластеров в Бухарской и Навоийской областях в месячный срок внести в Кабинет Министров проект Концепции развития на среднесрочную перспективу хлопково-текс­тильных кластеров, предусматривающей:

определение порядка размещения, сроков и этапов формирования хлопково-текс­тильных кластеров в регионах исходя из производственных мощностей предприятий текстильной промышленности;

возможность применения к участникам хлопково-текстильного кластера дифференцированных налоговых льгот с учетом эффективного и рационального использования земельных, водных и иных ресурсов;

формы организационно-хозяйственных отношений, обязательства материнской компании перед участниками хлопково-текс­тильного кластера;

системный анализ и внедрение передового зарубежного опыта по организации кластерной модели производства сельскохозяйственной продукции;

оценку перспектив влияния на улучшение финансовых взаимоотношений в сельском хозяйстве за счет привлечения частного капитала и иностранных инвестиций, обеспечивающих поэтапное сокращение государственного заказа на хлопок-сырец;

анализ влияния на развитие перерабатывающих отраслей сельского хозяйства и других производств сопутствующей продукции (животноводческие, тепличные хозяйства и другие).

9. Установить, что предприятия текстильной промышленности — члены Ассоциации «Узтекстильпром»:

освобождаются сроком до 1 января 2021 года от уплаты таможенных платежей (кроме сборов за таможенное оформление) за импортируемые хлопковое, искусственное и синтетическое волокно, шерсть, сырье и иные материалы, необходимые для производства текстильной продукции и не производимые в республике, по перечням, утверждаемым в установленном порядке;

экспортируют высококачественную продукцию с единой маркировкой «Uztextile» в порядке, установленном законодательством.

Предоставить право Ассоциации «Узтекс­тильпром» предъявлять иски в интересах ее членов, обжаловать решения государственных органов и иных организаций, действия (бездействие) их должностных лиц в суде без уплаты государственной пошлины.

10. Исключить из налогооблагаемой базы взносы и отчисления в Ассоциацию «Узтекстильпром».

11. Агентству «Узстандарт» совместно с Национальным агентством проектного управления при Президенте Республики Узбекистан и другими заинтересованными ведомствами в срок до 1 февраля 2018 года внести в Кабинет Министров комплекс мер, направленный на кардинальное совершенствование системы стандартизации и сертификации в области текстильной промышленности, предусматривающий также увеличение числа имеющих международную аккредитацию лабораторий, обеспечение скорейшего и полного приведения национальных стандартов текстильной промышленности в соответствие с международными, внедрение на предприятиях текстильной промышленности сов­ременных систем менеджмента качества.

12. Национальному агентству проект­ного управления при Президенте Республики Узбекистан совместно с Минис­терством экономики, АО «Узпахтасаноат» в срок до 1 февраля 2018 года внести предложения по созданию специализированной площадки электронных торгов для реализации отечественного хлопка-волокна, в том числе предусмотрев привлечение объемов хлопка других стран-производителей, а также образованию постоянно действующей ярмарки не производимых в республике аксессуаров, фурнитуры, красителей и химикатов для текстильной промышленности.

13. Министерству иностранных дел Республики Узбекистан обеспечить по заявкам Ассоциации «Узтекстильпром» оформ­ление въездных виз иностранным специалистам, привлекаемым предприятиями текстильной промышленности.

14. Министерству внутренних дел Республики Узбекистан обеспечить по заявкам Ассоциации «Узтекстильпром» оформление, выдачу и продление многократных виз, а также временную прописку, учет по месту пребывания и прод­ление временной прописки, учета по месту пребывания иностранным специалистам, привлекаемым предприятиями текстильной промышленности, без взимания государственной пошлины.

15. Разместить Ассоциацию «Узтекстильпром» по адресу: город Ташкент, Яккасарайский район, улица А. Авлоний, 20 на праве безвозмездного пользования.

16. Признать утратившим силу Указ Президента Республики Узбекистан от 1 июля 2002 года № УП-3102 «О совершенствовании управления легкой промышленностью республики».

17. Министерству экономики совместно с Министерством юстиции, Министерством сельского и водного хозяйства и иными заинтересованными ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Минис­тров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.

18. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А. Н., заместителей Премьер-министра Республики Узбекистан Мирзаева З. Т., Отажонова Н. С. и Генерального прокурора Республики Узбекистан Абдуллаева И. Б.

 

Президент Республики Узбекистан

Ш. МИРЗИЁЕВ

 

Город Ташкент,

14 декабря 2017 года



DB query error.
Please try later.