Ўзбекистон овози газетаси
  Ўзб  O'zb
 
10.02.2017

СВОЕВРЕМЕННАЯ И ЭФФЕКТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ

Реализуемые в Узбекистане за годы независимости широкомасш­табные реформы направлены на построение правового демократического государства, сильного гражданского общества, развитие экономики, создание условий для мирной и благополучной жизни народа, обретение нашей страной достойного места на международной арене.

 

Зоя АН, депутат Ташкентского городского Кенгаша, главный врач семейной поликлиники № 13

Вместе с тем, всесторонний анализ пройденного этапа развития страны, изменяющаяся конъюнктура мировой экономики в условиях глобализации и усиливающаяся конкуренция требуют выработки и реализации кардинально новых идей и принципов дальнейшего устойчивого и опережаю­щего развития страны. В целях коренного повышения эффективности проводимых реформ, создания условий для обеспечения всестороннего и ускоренного развития государства и общества, модернизации страны и либерализации всех сфер жизни была разработана Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах. Причем проект данной Стратегии действий был глубоко изучен и обсужден с широкими слоями населения, представителями общественности и предпринимательских кругов, руководителями и специалистами государственных органов, проведен анализ опыта развитых зарубежных стран.

И вот, 7 февраля 2017 года вышел Указ Президента Республики Узбекис­тан «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан», который утвердил Стратегию действий и Государственную программу по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекис­тан в 2017-2021 годах в «Год диалога с народом и интересов человека».

Как известно, Стратегия действий включает такие направления, как совершенствование государственного и общественного строительства, обеспечение верховенства закона и дальнейшее реформирование судебно-правовой системы, развитие и либерализация экономики, развитие социальной сферы, обеспечение безопасности, межнационального согласия и религиозной толерантности, осуществление взвешенной, взаимовыгодной и конструктивной внешней политики.

Мне как медику и депутату особенно близко направление «Развитие социальной сферы», поскольку наряду с реализацией мер по повышению занятости населения, совершенствованию системы социальной защиты оно включает в себя и реформирование сферы здравоохранения, повышение качества охраны здоровья граждан. Проблема сохранения здоровья — одна из глобальных проблем человечества. Однако под здоровьем человека мы подразумеваем не только его нормальное физиологическое состояние, но и позитивный душевный настрой, социальное благополучие. Поэтому сегодня забота о здоровье граждан — это не только прерогатива государства и медицинских работников. Необходимы помощь и совместные усилия всех социальных служб в этом направлении.

Согласно Стратегии действий, предусмотрены меры по поддержке старшего поколения, совершенствованию порядка выдачи социальных пособий, реформированию сферы здравоохранения. Так, планируется реконструкция 78 районных медицинских объединений, семи городских и двух областных многопрофильных медицинских центров, обеспечение службы скорой медицинской помощи 1200 единицами специального автотранспорта. Все это созвучно целям и задачам Народно-демократической партии Узбекистана, Программе действий нашей партии.

Когда речь идет о социальных услугах, мы имеем в виду прежде всего предоставление медико-социальной помощи нуждающимся в рамках проведения правовых, экономических, психологических, образовательных, медицинских, реабилитационных и других мер. В соответствии с Законом «О социальных услугах для престарелых, инвалидов и других социально уязвимых категорий населения» к нуждающимся в социальных услугах относятся социально уязвимые категории населения: одинокие и одиноко проживающие престарелые, нуждающиеся в постороннем уходе; инвалиды 1-й и 2-й групп, дети-инвалиды; недееспособные и ограниченные в дееспособности граждане; лица, имеющие социально значимые заболевания, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Таким образом, все вышеперечисленные категории граждан так или иначе являются пациентами медицинских учреждений, и потому очень важно, чтобы работники этих учреждений умели оказывать не только медицинскую помощь, но и знали, как осуществлять уход за нетрудоспособными лицами и нуждающимися в посторонней помощи, людьми с ограниченными физическими возможностями.

Безусловно, любое нарушение здоровья влечет за собой социальные последствия и потому требует комплексного медико-социального подхода, особенно, когда речь идет о социально значимых заболеваниях, таких как онкологические, наркологические, психиатрические, в силу остроты проблем и масштабности их последствий. И если всю медико-социальную работу условно можно разделить на три этапа: профилактический, терапевтический и реабилитационный, то особенно важным является первый этап — профилактический, когда все меры должны быть нацелены на предупреждение нарушения здоровья и предотвращение социально обусловленных факторов, имеющих разрушительные последствия для жизнедеятельности человека. Этот этап должен быть направлен прежде всего на выявление категорий населения, для которых по причине возрастных, профессиональных и иных факторов характерен повышенный риск снижения или потери здоровья, устранение социальных факторов и решение проблемных ситуаций, которые содержат в себе угрозу здоровью населения. А также на организацию и проведение массовых профилактических мероприятий в таких формах, как вакцинация, углубленные медицинские осмотры, диспансеризация и другие.

Очень важно на данном этапе тесное межведомственное взаимодействие всех служб в работе с населением, по сути, осуществление открытого диалога с нашими жителями. Так, в городе Ташкенте в начале текущего года в порядке профилактических мероприятий работниками первичного звена системы здравоохранения был проведен массовый патронаж населения с целью изучения его медико-социального состояния. Например, на территории обслуживания семейной поликлиники № 13 нашего города сегодня проживают более трех тысяч пенсионеров, из них 121 человек составляют инвалиды, участники трудового фронта, одинокие и престарелые граждане, 12 малообеспеченных семей и порядка 2,5 тысячи хронических больных, состоящих на диспансерном учете. При этом в ходе бесед и осмотров установлено, что в старшей возрастной группе пенсионеров наибольшая доля лиц нуждается в постороннем уходе, есть также и люди, возможности которых по уходу за собой ограничены. Все это свидетельствует о сохранении достаточно высокого уровня спроса населения на социальные услуги. Однако в этой сфере наблюдается ряд проблем экономического, социального и медицинского характера, связанных с необходимостью повышения доступности и качества медико-социальной помощи людям пожилого и старческого возраста.

Безусловное выполнение Государственной программы по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в «Год диалога с народом и интересов человека» будет способствовать совершенствованию системы социальной защиты и охраны здоровья граждан, позволит качественно организовать на местах медико-социальную помощь престарелым, инвалидам и другим социально уязвимым категориям населения.



DB query error.
Please try later.