Ўзбекистон овози газетаси
  Ўзб  O'zb
 
13.01.2017

КАЧЕСТВО СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ

будет под контролем государства и общественности

Понятие социальной защиты населения охватывает не только вопросы обеспечения социальной помощи и выплат пособий, но и последовательное развитие системы оказания социальных услуг.

Скажем, кому-то необходимо облегчить условия работы, а кто-то нуждается в помощи по восстановлению здоровья. Лицам с ограниченными физическими возможностями необходимо создать условия для получения образования… Это и есть социальные услуги. Оказание правовой, экономической, психологической, образовательной, медицинской, реабилитационной помощи лицу, нуждающемуся в услугах, направленных на повышение качества жизни, создание ему равных с другими гражданами возможностей участвовать в жизни общества — считается важным вопросом. Следовательно, актуальной задачей сегодняшнего дня является повышение качества социальных услуг населению.

С этой точки зрения принятие Закона Республики Узбекистан «О социальных услугах для престарелых, инвалидов и других социально уязвимых категорий населения» имеет важное жизненное значение.

Данный закон подписан Президентом Шавкатом Мирзиёевым 26 декабря 2016 года и вступит в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования. Депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса высказали свои соображения о содержании и сущности данного закона, его значимых аспектах.

— Социальная защита населения во все времена считалась важной и актуальной задачей, стоящей перед государством и обществом, — сказал депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса, член фракции НДП Узбекистана Шухрат Турсунбоев. — Потому что образ жизни, настроение людей, их отношение к проводимым реформам зависят прежде всего от того, в какой степени они социально защищены. Думаю, мы в первую очередь должны дать ответ на вопрос: кто относится к социально уязвимым категориям населения? Социально уязвимыми категориями населения являются одинокие и одиноко проживающие престарелые, нуждающиеся в постороннем уходе; инвалиды I и II групп; дети-инвалиды; недееспособные и ограниченные в дееспособности граждане; лица, имеющие социально значимые заболевания; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Законом предусмотрено соз­дание для этой части населения комплексной системы оказания социальных услуг. Определены конкретные основные направления государственной политики в области социальных услуг. В соответствии с ними государственная политика в области социальных услуг осуществляется путем обеспечения прав, свобод и законных интересов социально уязвимых категорий населения; выявления и учета лиц, нуждающихся в социальных услугах, и организации их предоставления. Также в приоритетные направления государственной политики внесено соз­дание необходимых условий для сохранения связей получателей социальных услуг с семьей и обществом, их пребывание в благоприятной среде; обеспечение открытости деятельности государственных органов; обеспечение соблюдения стандартов социальных услуг; развитие социального партнерства.

Уверен, что данный закон имеет особое значение, потому что он поднимет процесс осуществления реформ на новый уровень.

— Государство и общество, считающие интересы человека высшей ценностью, уделяют особое внимание вопросам защиты благополучия и здоровья своих граждан, — сказал депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса, член фракции НДП Узбекистана Дилмурод Саъдуллаев. — В нашей стране создаются необходимые условия для социальной защиты престарелых, для повышения качества жизни инвалидов, чтобы они имели возможность получать образование и работу. Данным законом им определены особые льготы.

В статье 3 закона определены принципы социальных услуг. На основе статьи 13 социальные услуги предоставляются в следующих формах: услуги социального сопровождения и консультативные услуги; социальные услуги по уходу на дому; социальные услуги в учреждениях дневного или краткосрочного пребывания; социальные услуги в интернатных учреждениях.

Возьмем, к примеру, услуги социального сопровождения и консультативные услуги. Они включают в себя такие виды, как консультирование по вопросам предоставления социальных услуг, направление в соответствующие органы и организации, предоставляющие социальные услуги; содействие в трудоустройстве. В законе охвачены и такие вопросы, как содействие в установлении опеки и попечительства, усыновлении (удочерении), принятии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью (патронат), в детские интернатные учреждения. Также предусмотрены такие актуальные задачи, как подготовка родителей и лиц, их заменяющих, к приему воспитанника детских интернатных учреждений в семью; содействие в жилищно-бытовом устройстве и получении материальной помощи.

Необходимо особо отметить, что систематическое налаживание работы в этом направлении служит осуществлению программных целей нашей партии, обеспечению защиты интересов электората.

— Сущность данного закона направлена на возвеличивание человека, повышение его чести и достоинства, защиту его прав и интересов, — сказала депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса, член фракции НДП Узбекистана Зулайхо Акрамова. — Данный закон гарантирует открытость системы социальной защиты для общественного контроля. Этот вопрос имеет принципиальное значение в обеспечении интересов граждан, которые не могут самостоятельно или активно защищать свои права.

В соответствии с законом органы и организации, предоставляющие социальные услуги, функционируют открыто. В этом направлении осуществляется постоянный мониторинг.

Открытые данные, полученные в результате мониторинга социальных услуг, размещаются на Едином портале интерактивных государственных услуг. Оценка социальных услуг представляет собой анализ на основе стандартов социальных услуг исполнения законодательства о социальных услугах, качества, результативности и безопасности предоставляемых социальных услуг.

В данной сфере, конечно, важен общественный контроль. Законом гарантируется общественный контроль в области социальных услуг со стороны негосударственных некоммерческих организаций, органов самоуправления граждан, средств массовой информации, других институтов гражданского общества и граждан Республики Узбекистан.

Государственные органы и организации обязаны содействовать проведению общественного контроля. Результаты общественного контроля являются обязательными для рассмотрения соответствующими государственными органами и организациями в области социальных услуг.

Все это занимает важное место в повышении качества и эффективности оказываемых социальных услуг, обеспечении гласности и открытости деятельности данной системы.

Этим законом охвачены актуальные вопросы, связанные с усилением социальной защиты. В связи с этим требуется, чтобы организации нашей партии, ее депутаты в местных Кенгашах совместно с институтами гражданского общества усилили пропагандистскую работу по широкому разъяснению данного закона.

 

Лазиза ШЕРОВА,

корр. «Узбекистон овози».


Мнения и предложения

Защита от автоматических сообщений

Последние новости: