Ўзбекистон овози газетаси
  Ўзб  O'zb
 
22.07.2016

ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН «ОБ ОХРАНЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА» ТРЕБУЕТ ОСОБОГО ПОДХОДА

В этом вопросе фракция НДП Узбекистана не может присоединиться к некоторым высказываниям Блока демократических сил

Как уже сообщалось ранее, между фракциями политических партий в Законодательной палате Олий Мажлиса состоялись горячие дебаты по проекту закона «Об охране и использовании животного мира». В этой связи были высказаны различные позиции.

В эти дни также всесторонне рассматривается законопроект «О внесении изменений и дополнений в Закон «Об охране и использовании растительного мира».

Необходимо отметить, что объекты данных законопроектов разные, однако нормативные стороны схожи. Поэтому предложения, представляемые фракциями по проектам данных документов, в принципе остаются без изменений. Это свидетельствует о том, что подходы партий к теме охраны природы вообще вполне устойчивые.

Необходимо особо отметить, что сегодня формирование совершенной системы экологического законодательства на основе международного правового опыта, современной науки и технологических достижений является требованием времени.

Всем нам известно, что флору Узбекистана на сегодняшний день составляют более 4600 видов растений. Из них более трех тысяч — это виды дикорастущих растений, а девять процентов — эндемические, то есть редко встречающиеся, уникальные. Из общего количества видов дикорастущих растений — 324 как редкие — занесены в Красную книгу Узбекистана, и есть опасность, что они могут вовсе исчезнуть.

Это означает, что совершенствование правовых механизмов охраны и эффективного использования растительного мира и укрепление нормативно-правовой базы в данном направлении приобретают важное значение.

Необходимо отметить, что за прошедший период произошли положительные изменения во всех сферах. В частности, осуществлена значительная работа и в области охраны растительного мира. Закон «Об охране и использовании растительного мира» принят 28 декабря 1997 года. Также принято около 60 нормативно-правовых документов, касающихся данной сферы, в том числе соответствующие постановления Президента страны и Кабинета Министров.

Фракция НДП Узбекистана также, исходя из своих программных целей и задач, обращает особое внимание на вопросы охраны природы, ведение агитационно-пропагандистской работы в этом направлении среди широкой общественности, особенно молодежи.

Проект закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «Об охране и использовании растительного мира», внесенный 6 июня 2016 года группой депутатов Законодательной палаты Олий Мажлиса, был всесторонне обсужден на заседании нашей фракции.

Изменения и дополнения, вносимые в действующий закон, создают дополнительные условия для воспроизводства и сохранения генетического фонда растительного мира, произрастающего в естественных условиях. Также принятие данного документа должно служить предупреждению уменьшения видов объектов растительного мира и их исчезновения, обеспечению их рационального использования на научной основе, упорядочению деятельности юридических и физических лиц в этой сфере с юридической стороны.

Члены фракции НДП Уз­бекис­тана поддержали в первом чтении с концептуальной точки зрения проект данного закона, который созвучен программным целям и задачам нашей партии, и были определены задачи по предоставлению предложений в целях его совершенствования.

Здесь уместно отметить, что один из основных принципов, определенных в Предвыборной программе нашей партии, это дальнейшее укрепление регулирующей роли государства. Наша фракция последовательно стремится укрепить регулирующую роль государства в осуществлении социально-экономических реформ и повышении их эффективности.

Исходя из этого, наша фракция по некоторым статьям законопроекта подготовила конкретную, твердую позицию, а также мнения и предложения.

Так, тот факт, что в предлагаемом законопроекте не определены конкретные полномочия государственных органов управления, на практике может привести к различным неясностям и отрицательно повлиять на эффективность деятельности уполномоченных органов. Учитывая это, члены нашей фракции считают очень важным в процессе изучения законопроекта внесение в него норм, конкретно отражающих полномочия органов государственной власти и управления в данной сфере.

По мнению Блока демократических сил, регистрация государством объектов растительного мира и учет объема их использования, ведение государственного кадастра объектов растительного мира должны осуществляться за счет Государственного бюджета Республики Узбекистан и других источников, не запрещенных законодательными актами. Таким образом, внесение подобных норм дает возможность использовать средства фондов по охране природы республиканского и местного значения, а также средств различных грантов.

Однако, по мнению нашей фракции, данная работа должна осуществляться только за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан. Потому что, если учесть, что этот вопрос приобретает важное значение, станет ясно, что его постоянное финансирование должно быть гарантировано, а другие средства, направленные на охрану природы, должны использоваться для укрепления материально-технической базы Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы.

Необходимо отметить, что в номере газеты «Миллий тикланиш» за 6 июля отражено отношение представителей фракции партии «Миллий тикланиш» к позиции фракции НДП Узбекистана. В нем говорится, что нельзя присоединиться к мнению нашей фракции о том, что государственный учет объектов животного мира и ведение государственного кадастра животного мира долж­ны осуществляться только за счет средств Государственного бюджета, а средства фондов охраны природы должны использоваться для усиления материально-технической базы Государственного комитета по охране природы. По их мнению, привлечение средств вне Государственного бюджета к охране животного мира и его использования приведет к экономии средств Государственного бюджета. А это, в свою очередь, создаст почву для финансирования социальной сферы из Государственного бюджета, дальнейшей поддержки малообеспеченных слоев населения, считающихся электоратом партии.

Однако мы ежегодно при утверждении параметров Государственного бюджета добиваемся выделения необходимых средств на социальную сферу. Достаточно эффективно их использовать. В Государственном бюджете необходимо уделять особое внимание каждой сфере.

Наряду с этим мы, твердо защищая свою позицию, считаем, что необходимо усилить материально-техническую базу Государственного комитета по охране природы и усилить обеспечение необходимым оборудованием и инвентарем работников, которые осуществляют контроль за деятельностью пользователей природы. По нашему мнению, учитывая, что должностные лица Государственного комитета по охране природы работают в сложных и суровых природных климатических условиях, необходимо закрепить меры их социальной защиты.

В статье 13 законопроекта «О внесении изменений и дополнений в Закон «Об охране и использовании растительного мира» предусматривается участие органов самоуправления граждан, негосударственных некоммерческих организаций и граждан в охране и использовании растительного мира. В данной норме не указано в чем же конкретно заключается участие негосударственных некоммерческих организаций в обеспечении охраны растительного мира и его использовании. То есть, участие в этом процессе ограничивается «возможностью содействия государственным и другим органам и оказанием необходимой помощи».

По нашему мнению, данная норма изложена настолько туманно, что может истолковываться по-разному. Поэтому необходимо конкретно указать нормы участия негосударственных некоммерческих организаций и граждан в обеспечении охраны и использовании растительного мира.

Мы считаем, что некоторые статьи необходимо вообще исключить из предлагаемого законопроекта. Например, статья 41 законопроекта предусматривает стимулирование охраны растительного мира и его эффективного использования. В соответствии с ним определено предоставление налоговых и других льгот юридическим и физическим лицам, которые обеспечивают охрану и эффективное использование растительного мира, а также улучшение среды произрастания объектов растительного мира. Однако ни в одной стране мира нет практики применения льгот к юридическим и физическим лицам в сфере улучшения состояния охраны растительного мира. Наряду с этим эта норма может создать почву для возникновения «предпринимателей», наносящих вред Государственному бюджету путем проведения некоторых мероприятий только для использования льгот данной нормы.

Охрана матери-природы и ее эффективное использование считаются основным долгом человечества, и нельзя превращать эту деятельность в источник дохода. В связи с этим мы считаем, что соответствующую статью необходимо исключить из законопроекта.

Также в статье 40 законопроекта предусматривается то, что собранные и подготовленные незаконным путем объекты растительного мира или с нарушением утвержденных правил могут изыматься у правонарушителей. Если нет такой возможности, то предусматривается взыскание их стоимости в порядке, определенном законодательством. Однако в данной ситуации изъятием объектов растительного мира или взысканием их стоимости нельзя полностью решить вопрос. В связи с этим мы предлагаем в данном законе определить нормы привлечения к административной и уголовной ответственности в утвержденном порядке лиц, совершивших правонарушение. Кроме того, мы считаем, что в этой статье нужно конкретно определить порядок взыскания стоимости объектов растительного мира, когда отсутствует возможность их изъятия.

Наряду с вышеизложенным мы предлагаем внести в законопроект некоторые нормы. Так, в статье 21 законопроекта приведены нормы ввоза в Республику Узбекистан объектов растительного мира и их вывоза из Республики Узбекистан. Однако здесь отсутствуют нормы, регулирующие торговлю объектами растительного мира внутри страны. По нашему мнению, целесообразно внести в данный правовой документ нормы, предусматривающие упорядочение государственной торговли объектами растительного мира на территории нашей страны.

Также в данном законопроекте имеется более 20 ссылочных норм. Например, в статье 27 проекта закона определено, что могут быть иные нормы и нормативы использования объектов растительного мира. По мнению членов нашей фракции, здесь необходимо конкретно указать, какие именно нормы и нормативы имеются в виду. В противном случае такие ситуации могут привести к различным толкованиям, разночтению. Учитывая это, наша фракция считает, что необходимо обратить особое внимание на сокращение ссылочных норм. Это будет служить повышению эффективности правоприменительной практики в сфере охраны растительного мира.

В заключение необходимо отметить, что предложения и мнения, высказанные нашей фракцией по данному законопроекту, займут важное место в его дальнейшем совершенствовании.

 

Аксавли ТУМИШОВА,

член фракции НДП Узбекистана в Законодательной палате Олий Мажлиса.

Уткир САИДОВ,

заведующий сектором ЦС НДП Узбекистана.


Мнения и предложения

Защита от автоматических сообщений

Последние новости: