Ўзбекистон овози газетаси
  Ўзб  O'zb
 
06.05.2016

ЗАКОН «ОБ ОХРАНЕ ТРУДА» – ПРАКТИЧЕСКОЕ ОТРАЖЕНИЕ ПРОГРАММНЫХ ЦЕЛЕЙ ПАРТИИ

С первых дней независимости на основе пяти принципов реформирования и модернизации страны, разработанных главой государства, проводятся широкомасштабные социально-экономические, политические и судебно-правовые реформы, успех которых позволил обеспечить устойчивое и стабильное развитие экономики, рост благосостояния и качества жизни населения.

В республике создана достаточно крепкая законодательная база по правовому обеспечению проводимых реформ. Однако все еще имеются некоторые недостатки, которые мешают эффективному исполнению принятых законодательных актов. В целях выявления и устранения правовых «пробелов», «не работающих» и «двояко толкующихся» норм, с учетом критических замечаний, высказанных главой государства на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Законодательная палата в 2015 году провела всестороннюю инвентаризацию и анализ законодательства. По результатам данной работы разработаны предложения по дальнейшему совершенствованию норм действующих законов, не отвечающих требованиям сегодняшнего дня.

Одним из выводов, сделанных в результате проведенной инвентаризации, явилась необходимость принятия Закона «Об охране труда» в новой редакции.

Как известно, со дня принятия данного закона прошло 23 года. За истекший период значительно развилась правовая мысль в стране, совершенствовалась юридическая техника, коренным образом изменились требования к подготовке проектов законов, поднялась на качественно новый уровень методика правового регулирования общественных отношений.

В результате проведенных всеобъемлющих реформ, принятия ряда нормативно-правовых актов, направленных на улучшение состояния охраны труда и условий труда, сохранение здоровья работников, в том числе законов, предусматривающих усиление гражданской ответственности работодателя, претерпели изменения и подходы к охране труда. Усилена ответственность за нарушение законодательных и иных нормативных актов об охране труда. В частности, если в данном законе не были конкретно определены пределы материальной ответственности работодателя за ущерб работнику, пострадавшему на производстве, то в Трудовом кодексе конкретно определен минимальный размер единовременного пособия, выплачиваемого работодателем в связи с причинением вреда здоровью работника или его смертью.

Также в действующем законе конкретно не определены компетенция Кабинета Министров Республики Узбекистан в области государственного управления по охране труда, а также субъекты, ответственные за контроль исполнения актов законодательства в области охраны труда, не установлены их права и обязанности в этой сфере.

Таким образом, действующий Закон Республики Узбекистан «Об охране труда», введенный в действие Постановлением Верховного Совета Республики Узбекистан 6 мая 1993 г., в настоящее время не соответствует современным требованиям рыночной экономики и принятым мерам, направленным на дальнейшее углубление демократических реформ, либерализацию экономики, укрепление государственно-частного партнерства, развитие предпринимательской деятельности и трудового законодательства в стране.

Наряду с этим принятие законов «О техническом регулировании», «О промышленной безопасности», «О радиационной безопасности», «Об обязательном страховании гражданской ответственности работодателя», «О социальной защищенности инвалидов в Республике Узбекистан» (новая редакция) обусловило необходимость пересмотра Закона «Об охране труда» и приведения норм закона в соответствие с требованиями вновь принятых законов.

В связи с вышеизложенным был разработан соответствующий законопроект и внесен Кабинетом Министров в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан. После концептуального поддержания депутатами и принятия данного законопроекта в первом чтении он был обсужден членами комитетов нижней палаты на местах с участием представителей институтов гражданского общества, трудовых коллективов, специалистов данной сферы, что позволило выработать ряд предложений и рекомендаций по его дальнейшему совершенствованию. Обсуждение законопроекта состоялось и на заседаниях Блока демократических сил и оппозиционных фракций в нижней палате парламента, по итогам которых сформированы их позиции по данному правовому акту.

При подготовке законопроекта уделено большое внимание организации его действенного обсуждения на разных уровнях государственного управления, институтов гражданского общества. В процессе обсуждения приняли активное участие члены экспертных групп, образованных при комитетах Законодательной палаты, которые состоят из числа ведущих специалис­тов, ученых, практиков соответствующих сфер, представителей гражданских институтов. Организовано обсуждение также и в средствах массовой информации, в результате которого суть и значение законопроекта доведены до сведения широкой общественности.

Народно-демократическая партия Узбекистана также исходя из своих программных целей широко обсудила данный документ среди своего электората. Депутаты нашей фракции отмечали, что развитие в республике малого бизнеса и частного предпринимательства, оснащение производств сов­ременной техникой и передовыми технологиями, привлечение в малый бизнес все большего количества трудовых ресурсов требуют создания надлежащих условий безопасности труда, повышения ответственности работодателя и работников организаций по исполнению требований охраны труда. Исходя из этого, НДП Узбекистана настояла на усилении ответственности работодателей в охране здоровья своих работников как положительном факторе повышения производительности труда.

Кроме того, по предложению фракции НДП Узбекистана в законе конкретно определены права и обязанности работодателей и работников по исполнению требований охраны труда, ответственности организаций за возмещение вреда работнику в случае прекращения их деятельности. По мнению депутатов, отражение норм по возмещению работодателем вреда работнику в случае повреждения его здоровья позволит усилить социальную защищенность работников.

Так, по итогам проведенных мероприятий Законодательная палата приняла данный закон 10 марта текущего года в третьем чтении и направила для одобрения в Сенат Олий Мажлиса.

Вот основные изменения, которые нашли отражение в Законе «Об охране труда» в новой редакции.

1. Введена новая статья 4 «Основные понятия», в которую включены 12 определений (термины) охраны труда: охрана труда, условия труда, неблагоприятные производственные факторы, вредный производственный фактор, опасный производственный фактор, производственная деятельность, рабочее место, средства индивидуальной защиты, средства коллективной защиты, несчастный случай на производстве, профессиональное заболевание, трудовое увечье.

Определения позволят объяснить суть тех или иных терминов охраны труда при возникновении споров касательно вопросов охраны труда. В частности, при расследовании несчастных случаев и профессиональных заболеваний они помогут внести ясность при разрешении возникших ситуаций.

2. Расширены и конкретизированы полномочия Кабинета Министров, Министерства труда (как специального уполномоченного государственного органа в области охраны труда) и Министерства здравоохранения Республики Узбекистан. Это позволит четко распределить действия данных органов в государственном управлении охраной труда и обеспечении государственного регулирования в области охраны труда.

Определяются также полномочия органов государственного и хозяйственного управления в области охраны труда, что вводит конкретизацию в действия министерств и ведомств по обеспечению требований охраны труда на отраслевом уровне.

3. Отдельными статьями определены права и обязанности работодателей и работников в области охраны труда.

Введение данных норм обеспечивает конкретизацию прав и обязанностей как работодателей, так и работников в области охраны труда, определяет действия и работников, и работодателей по исполнению требований охраны труда, что является гарантом повышения ответственности не только работодателей, но и работников по безопасному ведению работ. Например, при расследованиях несчастных случаев на производстве всегда определяются ответственность и вина лиц в случившемся несчастном случае. До сих пор из-за отсутствия данной конкретики ответственность в основном возлагается на работодателя. Данные нормы позволят дать объективную оценку в разрешении таких ситуаций.

4. Вводится новое понятие (институт) «профессиональных участ­ников рынка услуг в области охраны труда». Так, на предприятиях, где нет возможности создать на постоянной основе службу охраны труда, можно будет организовать исполнение требований охраны труда путем привлечения профессиональных участников рынка услуг в области охраны труда в виде аутсорсинга. А квалифицированная и профессиональная организация охраны труда — залог предупреждения травматизма на предприятии. Это также даст импульс появлению нового направления предприниматель­ской деятельности, дальнейшему развитию рынка услуг в области охраны труда и создаст хорошую конкуренцию в организации требований охраны труда на предприятиях.

5. Отдельными статьями вводятся нормы «аттестация рабочих мест по условиям труда» и «государственная экспертиза условий труда». До сих пор данные нормы были определены только в подзаконных актах. Имеется необходимость отражения этих норм в законе, так как права и обязанности исполнителей требований данных норм определены законом. Кроме того, правильная оценка условий труда позволит правильно организовать безопасные условия труда на рабочих местах, своевременно разработать и обеспечить исполнение меро­приятий по улучшению условий труда, установить льготы и компенсации работникам за работу в неблагоприятных условиях труда и обеспечить сохранение их жизни и здоровья при исполнении своих трудовых обязанностей.

6. На основе международного опыта введена новая норма — «аудит охраны труда». Ее основной целью является добровольная независимая проверка состояния охраны труда на предприятии. Эта норма позволит работодателю быть своевременно осведомленным в оценке состояния охраны труда на предприятии, что, в свою очередь, позволит предупредить либо снизить уровень производственного травматизма, своевременно устранить выявленные нарушения по исполнению требований охраны труда до проведения государственного контроля.

7. В Законе определены полномочия и права органов (должност­ных лиц) государственного надзора и контроля в области охраны труда, а также полномочия органов общественного контроля.

После одобрения новой редакции Закона «Об охране труда» Сенатом Олий Мажлиса, подписания Президентом Республики Узбекистан и введения его в действие будут пересмотрены действующие и разработаны новые подзаконные акты, направленные на эффективное применение норм данного документа. Введение его в действие позволит приспособить правовые нормы к новым условиям, повысит эффективность системы охраны труда, обеспечит ответственное отношение к соблюдению законодательства об охране труда, улучшит условия защиты жизни и здоровья работников.

НДП Узбекистана поддерживает проводимую политику последовательного повышения оплаты труда, рост внутреннего спроса, что является движущей силой экономического прогресса, прочной основой для последовательного наращивания темпов развития реального сектора экономики. Эти меры послужат стимулом установления прозрачных трудовых взаимоотношений между работодателями и работниками, обеспечения соблюдения трудовых прав, социальных и иных гарантий.

 

Ёкуб УМАРОВ,

председатель Комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса по труду и социальным вопросам, член фракции НДП Узбекистана.



DB query error.
Please try later.