Ўзбекистон овози газетаси
  Ўзб  O'zb
 
05.02.2016

СОЗДАНИЕ НИКОМУ И НИ В ЧЕМ НЕ УСТУПАЮЩЕГО ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА

и сильного гражданского общества требует от каждого из нас большой ответственности и самоотверженности

Каждый прошедший год имеет свои особенности, успехи, события. Это, конечно, естественно. Однако мы уверены, что 2016 год, который мы встретили с большими мечтами и грандиозными планами, займет самые яркие страницы истории нашей страны. Потому что в этом году будет отмечаться славная дата — 25-летие независимости Узбекистана.

Большие успехи, достигнутые за прошедший период на пути благородной цели — занятия достойного места в ряду развитых демократических государств мира, вдохновляют наш народ на новые, еще более высокие рубежи. Мы добиваемся успехов не только в социально-экономической сфере, но и в демократизации общества, строительстве правового государства, что находит признание во всем мире.

СИСТЕМА МНОГОПАРТИЙНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

Опыт развитых демократических государств доказывает, что, не достигнув и не укрепив многопартийную систему, нельзя сформировать профессиональный парламент. Поэтому в нашей стране за прошедшие годы осуществлены широкомасштабные реформы, направленные на укрепление многопартийной системы, расширение полномочий политических партий, предоставление им необходимых прав и полномочий для осуществления их программных целей и задач, повышение роли и статуса парламента в демократизации государственной власти и управления, в обеспечении принципа взаимного сдерживания и обеспечения баланса интересов между органами государственной власти.

Самое главное — данный процесс не стоит на месте, а последовательно продолжается. В результате этого открывается еще более широкая дорога для развития системы многопартийности и формирования парламента, работающего на профессиональной основе. Конечно, можно много говорить о законах, принятых в этом направлении, изменениях и дополнениях, внесенных в них.

Президент нашей страны в своем докладе на совместном заседании парламента в январе прошлого года с уверенностью отметил, что цель, которую мы поставили перед собой ровно десять лет назад, соз­давая двухпалатный парламент, где постоянно, на профессиональной основе работает Законодательная палата, а также действует законодательный орган территориального представительства — Сенат, полностью достигнута. Значительно возросло качество законов, все более эффективно обеспечивается баланс региональных, отраслевых и общегосударственных интересов.

То, что в нашей стране на основе общепринятых демократических критериев и положений осуществляется создание сильного гражданского общества, признают не только ученые и политологи, но и организации, занимающие авторитетное место в международном сообществе, представители парламентов самых развитых государств мира. Это подтверждают и мнения членов делегаций международных организаций, парламентов зарубежных стран, посещающих Законодательную палату Олий Мажлиса.

На встречах, проведенных недавно в Законодательной палате Олий Мажлиса, делегации парламентов нескольких государств, в частности, члены делегации во главе с председателем межпарламентской группы дружбы «Франция — Узбекистан» национальной Ассамблеи Франции Филиппом Менье, члены делегации во главе с председателем палаты представителей королевского парламента Бельгии Зигфридом Браке дали высокую оценку парламентским реформам в нашей стране. Так, господин Зигфрид Браке особо отметил, что стратегия Узбекистана «От сильного государства — к сильному гражданскому обществу» хорошо известна международному сообществу, что широкомасштабные реформы, осуществляемые на основе этой конкретной стратегии, займут важное место в будущем нашего народа и государства.

Естественен вопрос: какое влияние оказывает укрепление системы многопартийности, повышение статуса парламента на демократизацию государственной власти, на эффективность реформ и, в целом, на нашу жизнь? В чем людям, живущим в нашей стране, видится значение и необходимость данных перемен?

БАЛАНС ИНТЕРЕСОВ И ГАРАНТИЯ ПРАВ

— Прежде чем вести об этом речь, нам необходимо сначала обратить внимание на некоторые вопросы, — сказал член Комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса по законодательству и судебно-правовым вопросам, член фракции НДП Узбекистана Дилмурод Саъдуллаев. — Как известно, в нашей Конституции определен принцип разделения системы государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Этот принцип предупреждает сосредоточение всей государственной власти в руках одного органа.

В этом смысле в настоящее время в развитии нашего государства начался новый этап по реализации сущности и содержания Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране, выдвинутой Президентом. На основе данной Концепции внесены изменения и дополнения в нашу Конституцию (статьи 78, 80, 93, 96 и 98).

Данные изменения и дополнения обеспечили дальнейшую оптимизацию полномочий основных субъектов государственной власти — Президента Республики Узбекистан, Олий Мажлиса, правительства страны, развитие механизмов сдержек и противовесов между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти, и служат укреплению роли политических партий в повышении эффективности социально-экономических реформ.

В соответствии с этим часть полномочий Президента была передана Сенату, был учрежден механизм парламентского контроля над деятельностью исполнительной власти, усилены права и полномочия Кабинета Министров. То есть через эти органы обеспечивается конституционный принцип разделения власти, в то же время возникает механизм взаимного сдерживания интересов.

Теперь кандидатура Премьер-министра Республики Узбекистан предлагается политической партией, набравшей наибольшее количество депутатских мест на выборах в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан, или несколькими политическими партиями, получившими равное наибольшее количество депутатских мест. В прошлом году при рассмотрении кандидатуры Премьер-министра на заседании обеих палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан и его утверждении была представлена Программа действий Кабинета Министров на ближайшую и долгосрочную перспективу. Фракции всех политических партий, исходя из своих предвыборных программ и интересов электората, выразили свое отношение к данной программе. На этом примере хорошо видно значение принятых реформ на пути демократизации государственной власти. То есть политические партии, исходя из волеизъявления своих избирателей и всего нашего народа, получили возможность осуществлять свои предложения в деле повышения эффективности реформ.

В соответствии с этим обеспечивается правовой статус фракции, в частности, для большинства в парламенте и парламент­ской оппозиции предоставлены гарантии их прав и деятельности. При обсуждении законопроектов в парламенте обязательно учитываются позиция, предложения фракций политических партий. Все более усиливается межфракционная конкуренция по самым принципиальным вопросам социально-экономического развития страны.


НОВОЕ В ЖИЗНИ, ПЕРЕМЕНЫ В СОЗНАНИИ И МЫШЛЕНИИ ЛЮДЕЙ

Ежегодно Кабинет Министров представляет доклады в Олий Мажлис по самым важным вопросам социально-экономического развития страны, а с нынешнего года в местных Кенгашах народных депутатов заслушиваются отчеты хокимов об осуществленной работе и планах на будущее. Именно в ходе данных процессов глубоко обсуждаются социальные вопросы, такие как выполнение различных запланированных проектов, повышение качества системы здравоохранения и медицинского обслуживания, укрепление материально-технической базы учреждений образования, обеспечение трудоустройства молодежи, развитие сферы коммунальных услуг и т.д. Все эти вопросы, которые столь важны для каждого из нас и всех граждан в целом, проходят обсуждение на основе сведений, предложений и мнений, полученных депутатами от избирателей. На основе этого дается соответствующая оценка деятельности местных хокимиятов. В свою очередь это усиливает ответственность руководителей хокимиятов перед общественностью соответствующей территории.

Еще одна важная сторона данного процесса заключается в том, что в текущем году фракции политических партий и партийные группы в местных Кенгашах народных депутатов получают исчерпывающую информацию о том, какие проекты намечено осуществить в нашей стране, в районах и городах, кишлаках и махаллях, какая работа ведется исполнительной властью, и информируют об этом своих избирателей. Это приобретает актуальное значение в налаживании последовательного парламентского и депутатского контроля: парламента — за деятельностью Кабинета Министров, местных Кенгашей — за деятельностью хокимиятов, а также способствует повышению информированности людей о жизни, об изменениях на территории, где они проживают, и усилению чувства причастности к ним. Самое главное — планы и ведущаяся работа на местах приобретают взаимную согласованность с желаниями и устремлениями наших граждан, у них возрастает мотивация к тому, чтобы объединиться и работать вместе на пути к единой цели. Меняется мышление руководителей большого и малого ранга, депутатов, широкой общественности, меняется и наше отношение к демократическим реформам, в целом наше мировоззрение. Таковы современные реалии, требование самой жизни.

Президент в своем докладе на торжественном собрании, посвященном 23-й годовщине Конституции Республики Узбекис­тан, еще раз отметил: мы должны четко осознавать, что если мы поставили перед собой в качестве основной цели обретение достойного места в ряду демократически развитых государств, то не вправе забывать одну чрезвычайно важную истину. Выбор нами демократического пути развития требует прежде всего изменения сознания и мышления людей, отказа от пережитков и стереотипов прежней, тоталитарной системы не на словах, а на деле, в нашей повседневной жизни.

В докладе также с учетом современных требований указаны актуальные задачи нашего национального парламента по коренному улучшению парламентской деятельности, повышению качества законотворчества и законодательной деятельности. Осуществление этих широкомасштабных задач, соз­дание сильного гражданского общества требуют большой ответственности от членов парламента, организаций политических партий, от каждого гражданина нашей страны. Если мы это глубоко прочувствуем и будем добросовестно, все как один трудиться, то внесем достойный вклад в создание никому и ни в чем не уступающего демократического государства и сильного гражданского общества.

 

Тулкин ТУРАХАНОВ


Мнения и предложения

Защита от автоматических сообщений

Последние новости: