Ўзбекистон овози газетаси
  Ўзб  O'zb
 
29.01.2016

ЗАКОН ДОЛЖЕН БЫТЬ СОВЕРШЕННЫМ

Члены фракции НДП Узбекистана объявили о своей позиции по проекту новой редакции Закона «О бухгалтерском учете»

В эти дни в Законодательной палате Олий Мажлиса горячо обсуждается законопроект, предусматривающий внесение поправок в Закон Республики Узбекистан «О бухгалтерском учете».

Прежде всего необходимо отметить, что данный законопроект предварительно был рассмотрен фракциями всех политических партий, группой депутатов от Экологического движения Узбекистана и поддержан с концептуальной точки зрения. В данное время фракции нижней палаты парламента готовят свои предложения для рассмотрения законопроекта во втором чтении.

13 января сего года на заседании блока Демократических сил в Законодательной палате законопроект был обсужден, поддержан, и принято постановление об объявлении новой редакции Закона «О бухгалтерском учете». Однако фракция НДП Узбекистана на заседании, посвященном обсуждению данного законопроекта, сообщила, что по некоторым нормам законопроекта имеет свою позицию, исходя из Предвыборной программы партии.

В чем же сущность вопроса? В чем значение предложений, которые выдвигают члены фракции НДП Узбекистана для совершенствования законопроекта?

Фарход УМАРОВ, член фракции НДП Узбекис­тана в Законодательной палате Олий Мажлиса:

— Чтобы найти ответ на эти вопросы, необходимо остановиться на некоторых сведениях. Так, действующий Закон Республики Узбекистан «О бухгалтер­ском учете» был принят в 1996 году и охватывает организацию бухгалтерского учета, контроль хозяйственных операций, хранение бухгалтерских документов, порядок составления финансовых отчетов. Однако при применении некоторых статей закона встречается их несоответствие с другими законодательными актами данной сферы, принятыми в последние годы. Это порождает определенные трудности в деятельности хозяйствующих субъектов, органов государственного и хозяйственного управления и судов.

Внесенные в закон изменения и дополнения в связи с принятием Бюджетного кодекса в 2013-2014 годах дали возможность упорядочить бухгалтерский учет в бюджетных организациях, изменить некоторые подходы к оформ­лению первичных документов по бухгалтерскому учету и сократить формы финансовых отчетов. В свою очередь динамично развивающиеся процессы демократизации и либерализации породили необходимость дальнейшего совершенствования законодательных актов о бухгалтерском учете. Поэтому возникла необходимость принять закон в новой редакции.

Теперь непосредственно о законопроекте, обсуждаемом в парламенте. Цель проекта — пересмотреть отдельные статьи закона, внести новые и конкретные нормы, создать правовые условия для дальнейшего эффективного функционирования системы бухгалтерского учета в соответствии с международными принципами и стандартами.

Проектом закона предусматривается ряд вопросов. Так, в законопроекте раскрыт правовой статус общественных объединений бухгалтеров, их права в сфере бухгалтерского учета (в соответствии с Законом «О негосударственных некоммерческих организациях»).

В данное время для организации бухгалтерского учета и отчетности используется свыше 20 Национальных стандартов бухгалтерского учета. Однако в тексте закона не нашли отражение понятия об этих стандартах. Поэтому в законопроекте учтен вопрос об устранении этого несоответствия. Также отдельными статьями предусматриваются понятия «бухгалтерский учет» и «бухгалтерская информация».

Конечно, нет сомнения, что указанные нормы будут способствовать дальнейшему совершенствованию системы бухгалтер­ского учета. Именно по вышеназванным причинам наша фракция поддержала данный законопроект с концептуальной точки зрения в первом чтении. Однако в процессе подготовки законопроекта ко второму чтению члены нашей фракции, исходя из Предвыборной программы нашей партии, высказали свои предложения по некоторым нормам.

Кахрамон МИРЗАЕВ, член фракции НДП Узбекис­тана в Законодательной палате Олий Мажлиса:

— По нашему мнению, закон, принимаемый в новой редакции, должен охватить все отношения, связанные с системой бухгалтерского учета, должен соответствовать важным и приоритетным направлениям политики нашего государства. Некоторые нормы законопроекта не отвечают этому принципу. Например, согласно законопроекту, руководитель бухгалтер­ской службы субъекта, который проходит обязательную аудиторскую проверку бухгалтерского учета, должен иметь высшее образование. Как известно, в Предвыборной программе нашей партии особое место занимает политика, направленная на обеспечение занятости выпускников колледжей по специальности. В связи с этим мы считаем, что вышеназванная норма ограничивает права и возможности большинства представителей молодежи, которые оканчивают колледжи по бухгалтерской специальности. Наша позиция состоит в том, что руководителю бухгалтерской службы достаточно иметь стаж не менее трех лет из последних пяти календарных лет по ведению бухгалтерского учета или составлению финансовых отчетов, либо заниматься работой, связанной с аудиторской деятельностью. По этому вопросу нет необходимости вносить в закон дополнительные требования.

Сахобиддин АРЗИКУЛОВ, член фракции НДП Узбекис­тана в Законодательной палате Олий Мажлиса:

— Кроме того, согласно законопроекту, руководители бухгалтерской службы всех субъектов должны один раз в три года повышать свою квалификацию. Однако по предложению членов фракции Либерально-демократической партии Узбекистана профильный комитет внес изменения, предусматривающие применение данной нормы только к руководителям службы бухгалтерского учета. Это будет способствовать тому, что руководители бухгалтерских служб предприятий и организаций, которые не проходят обязательную аудиторскую проверку, не будут работать над собой, не будут знать о преобразованиях в сфере нашей экономики, финансов и налогов и в результате могут допускать ошибки при ведении бухгалтерского учета. Поэтому мы считаем, что необходимо оставить в законопроекте норму, внесенную инициатором закона (Кабинет Министров).

Зулайхо АКРАМОВА, член фракции НДП Узбекис­тана в Законодательной палате Олий Мажлиса:

— Необходимо обратить внимание еще на один вопрос. В ряде обращений, поступающих в Общественные приемные партии от пенсионеров, являющихся представителями нашего электората, сообщается о том, что они встречаются с трудностями при получении сведений о зарплате, которые требуются при выходе на пенсию по возрасту. Подобная ситуация особенно касается частного сектора, который является основной опорой либерал-демократов. Имеются факты, когда сведения о стаже работы, о размере зарплаты на предприятиях, в субъектах предпринимательства сис­тематически не сохраняются или сохраняются не полностью. Также имеются случаи, когда в архив не сдаются соответствующие финансовые документы, которые велись на ликвидированных предприятиях. Это в некоторых случаях создает определенные трудности, путаницу при назначении гражданам пенсии.

В статье «Хранение бухгалтерских документов» данного законопроекта указано, что хранить бухгалтерские документы необходимо в течение пяти лет после отчетного года. С целью предупреждения вышеуказанных случаев, мы считаем необходимым пересмотреть срок хранения бухгалтерских документов. Также, согласно данному документу, сдачу финансовых документов ликвидируемых предприятий необходимо сделать обязательной.

Это повысит ответственность работодателей, независимо от формы собственности, за безупречное хранение документов, связанных с правами и интересами работников, ликвидирует волокиту. По мнению членов нашей фракции, внесенная в законопроект норма «О внутреннем контроле» не является объектом Закона «О бухгалтерском учете». Этот процесс должен быть отражен во внутренних документах каждого предприятия, исходя из формы собственности, структуры, объема финансовых операций. Также в проекте закона определяется норма по разрешению конфликта, возникшего между хозяйствующим субъектом и руководителем его бухгалтерской службы по вопросу распределения ответственности. Как отмечают члены нашей фракции, данный вопрос должен быть определен внутренним порядком, правилами конкретного хозяйствующего субъекта.

Члены фракции НДП Узбекис­тана особо отметили, что вышеприведенные предложения способствуют дальнейшему совершенствованию законопроекта, прозрачности бухгалтерского учета, обеспечению системы внутреннего контроля, усилению правовой ответственности руководителей и бухгалтеров хозяйствующих субъектов и вместе с тем предупреждению нарушений закона в данной сфере.

В заключение заседания, учитывая социально-экономическое значение вопроса, было решено провести обсуждение законопроекта с привлечением широкой общественности, профессиональных сообществ бухгалтеров, финансистов, экономис­тов, представителей бизнеса и хозяйствующих субъектов, что отвечает программным целям и задачам партии.

 

Гулрух АДАШБАЕВА,

корр. «Узбекистон овози».


Мнения и предложения

Защита от автоматических сообщений

Последние новости: