Ўзбекистон овози газетаси
  Ўзб  O'zb
 
04.12.2015

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН

Узбекистан, объявив своей главной стратегической целью построение демократического правового государства, одной из главных задач ставит формирование всесторонне развитой свободной личности. Средством решения данной задачи является проведение целенаправленной государственной политики в области образования.

Так, в статье 41 Конституции Республики Узбекистан закреплено, что «Каждый имеет право на образование. Государство гарантирует получение бесплатного общего образования. Школьное дело находится под надзором государства». Право на образование является одним из основных прав личности, и в нашей стране создан действенный механизм реализации данного права. Республикой Узбекистан ратифицированы международные документы в области права на образование, согласно которым каждому государству рекомендовано сделать начальное образование обязательным и бесплатным, среднее образование — всеобщим достоянием и обеспечить его общедоступность, высшее образование — доступным для всех на основе полного равенства и в зависимости от способностей каждого.

В ходе реализации Закона Республики Узбекистан «Об образовании», Национальной программы по подготовке кадров и Государственной общенациональной программы развития школьного образования создана уникальная нацио­нальная модель непрерывного образования, отвечающая требованиям времени и условиям обеспечения последовательного прогресса страны во всех сферах и отраслях, которая получила признание во всем мире. Сформирована прочная материально-техническая база, подготовлены квалифицированные педагогические кадры, разработаны новые государственные образовательные стандарты и учебно-методическая литература, необходимые для эффективной работы этой системы.

На основе данных законодательных актов в начальных классах уроки начали проводиться по новой программе и литературе. В сфере среднего специального образования необходимо отметить открытие на местах бизнес-школ, профессио­нальных курсов для начальной и средней школы, обучение новым специальностям, исходя из требований рыночной экономики. В сфере высшего образования — введение тестового метода, преобразование педагогических институтов в областных центрах в университеты, придание учебным заведениям на местах более высокого статуса, налаживание отправления за рубеж студентов и специалистов для учебы и обмена опытом, выполнение конкретных работ, направленных на переподготовку специалистов и преподавателей в сфере экономики и бизнеса, обучение в течение переходного периода за рубежом тысячи студентов и специалистов, привлечение в учебные заведения республики иностранных специалистов.

Важное место в механизме обеспечения права на образование занимают государственные меры по поддержке и развитию одаренных школьников и студентов, стимулированию их творческой образовательной деятельности. Для этого учреждены и работают различные фонды, центры детского творчества.

Принятая Национальная программа по подготовке кадров, направленная на реформирование образования и укрепление в сознании людей и в первую очередь подрастающего поколения демократических ценностей, ставит своей целью формирование всесторонне развитой и самостоятельно мыслящей личности, имеющей свой взгляд, свой выбор и твердые гражданские позиции в жизни. Она является обобщением накопленного опыта развитых демократических стран и в то же время учитывает требования быстро меняющегося современного мира.

В соответствии с принятой Программой введено 12-летнее всеобщее обязательное бесплатное образование по схеме 9+3, которое заключается в том, что после девяти лет учебы в общеобразовательной школе следующие три года учащиеся обучаются в специализированных профессиональных колледжах и академических лицеях, где каждый из них наряду с общеобразовательными дисциплинами получает профессиональную подготовку по двум-трем востребованным на рынке труда специальностям.

В целях кардинального совершенствования системы обучения подрастающего поколения иностранным языкам, подготовки специалистов, свободно владеющих ими, путем внедрения передовых методов преподавания с использованием современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий и на этой основе создания условий и возможностей для широкого их доступа к достижениям мировой цивилизации и мировым информационным ресурсам, развития международного сотрудничества и общения было принято Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков» от
10 декабря 2012 года.

В Узбекистане созданы и функ­ционируют филиалы ведущих вузов Европы и Азии, имеющих высокую международную репутацию и глубокие исторические корни. «Узбекская модель образования» учитывает потребности, связанные с глобализацией, и представляет собой инструмент обеспечения позитивной и продуктивной роли Узбекистана в Азии и за ее пределами.

Республика Узбекистан осуществляет построение демократического и правового государства и открытого гражданского общества, обеспечивающих соблюдение прав и свобод человека, духовное обновление общества, формирование социально-ориентированной рыночной экономики, интеграцию в мировое сообщество. Главной целью и движущей силой реализуемых в республике преобразований являются человек, его гармоничное развитие и благосостояние, создание условий и действенных механизмов реализации интересов личности, изменение изживших себя стереотипов мышления и социального поведения. Поэтому важным условием развития Узбекистана является формирование совершенной системы подготовки кадров на основе богатого интеллектуального наследия народа и общечеловеческих ценностей, достижений современной культуры, экономики, науки, техники и технологий.

 

Рузали ОТАБОЕВ,

заместитель директора по учебной работе Ташкентского юридического колледжа.



DB query error.
Please try later.