Ўзбекистон овози газетаси
  Ўзб  O'zb
 

В последнем номере



Самое читаемое



Актуальные темы



Архив

«    Avgust 2019   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
24.01.2014

НОВЫЙ ЭТАП В РАЗВИТИИ ПРИВАТИЗАЦИИ

Приватизация объектов государственной собственности обеспечила устранение монополии государственной собственности в экономике на основе действующего законодательства. Но, несмотря на позитивные изменения в становлении и развитии правовых основ приватизации, в этой сфере все еще немало спорных вопросов, требующих нормативного разрешения и урегулирования.

К настоящему времени приватизирована большая часть предприятий промышленности, строительства и других сфер экономики, происходит приватизация крупных предприятий базовых отраслей с привлечением иностранных инвестиций. Углубляется процесс формирования многоукладной экономики, где частный сектор стал преобладающим почти во всех ее сферах. В результате приватизации сформировались новые рыночные институты, акционерные общества, рынок ценных бумаг, система институциональных инвесторов.

Вместе с тем переход к новому этапу приватизации, где основной целью является кардинальное повышение эффективности деятельности предприятий и управления государственным имуществом, требует совершенствования законодательной базы регулирования приватизационного процесса. Несмотря на позитивные изменения в сфере становления и развития правовых основ приватизации, можно констатировать сохранение целого ряда аспектов, требующих нормативного разрешения и урегулирования.

Так, действующий Закон Республики Узбекистан «О разгосударствлении и приватизации» был принят в 1991 году и способствовал началу осуществления экономических реформ в республике, став основным документом, в соответствии с которым осуществлялось создание нормативно-правовой базы приватизации. На протяжении прошедших лет правовые и институциональные основы приватизации претерпевали неоднократные и существенные изменения. Введение в действие новых приватизационных механизмов потребовало разработки целого ряда нормативно-правовых актов, конкретизирующих положения действующего закона. На сегодняшний день нормы, регулирующие различные механизмы и процедурные вопросы приватизации, содержатся более чем в 80 нормативно-правовых актах. При этом многие из них устанавливают такие нормы, которые отсутствуют в действующем законе.

В этой связи во исполнение реализации приоритетных направлений Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране в сфере углубления демократических рыночных реформ и либерализации экономики подготовлен проект закона Республики Узбекистан «О приватизации». Он базируется на положениях Конституции, Гражданского кодекса Республики Узбекистан и открывает новый этап в развитии законодательного процесса и юридического закрепления качественных изменений в практике приватизации.

Законопроект предусматривает обеспечение законодательного регулирования современной стратегии и действующей практики приватизации с учетом особенностей настоящего этапа приватизационных процессов, направленных на расширение и увеличение доли частной собственности в экономике, открытость и публичность приватизационных сделок, обеспечение равного доступа для всех категорий потенциальных инвесторов и обеспечение прав собственности.

Следует отметить, что при формировании структуры законопроекта выбран подход, который учитывает полноту отражения положений действующего закона и подзаконных нормативно-правовых актов, исключает неактуальные положения и ограничивает количество отсылочных норм на действующее законодательство. Это повышает его доступность и однозначное понимание для предпринимателей, инвесторов и государственных органов.

Разработанный законопроект значительно улучшает правовое регулирование процесса приватизации имущества, находящегося в сфере общественных интересов, и содержит ряд новаций. Он восполняет пробелы законодательства о приватизации и позволяет уйти от субъективного подхода при выборе условий и способов приватизации, устанавливает в полном объеме права и обязанности участников приватизационных процедур, расширяет инструментарий приватизации, обеспечивая прозрачность и однозначное понимание его положений.

В законопроекте уточнены и детализированы формулировки, разъясняющие цели закона, дано новое определение понятию «приватизация», впервые на уровне законодательного акта дано определение понятиям «инвестиционные обязательства» и «социальные обязательства».

В программных приоритетах НДПУ уделяется внимание вопросам обеспечения интересов трудовых коллективов на законодательном уровне. Поэтому  как члены партийной фракции мы отмечаем, что некоторые из принципиальных норм действующего ныне законодательства не соответствуют современной стратегии реформирования экономики страны и в процессе приватизации государственного имущества показали свою неэффективность. Среди них, например, такие, как самостоятельное определение трудовыми коллективами форм разгосударствления и приватизации, предоставление приоритета и широких льгот трудовым коллективам предприятий при приобретении имущества (акций) приватизируемых предприятий, приоритет при прочих равных условиях граждан Республики Узбекистан по сравнению с другими покупателями государственного имущества.

Все эти аспекты полностью регулируются новым законопроектом «О приватизации», что соответствует интересам членов трудовых коллективов из числа наемных работников, являющихся электоратом нашей партии.

Отметим также, что впервые в целях соблюдения общественных и государственных интересов законодательно установлены условия и порядок принятия социальных и инвестиционных обязательств, наложения обременений, их содержание и требования к контролю выполнения, а также предоставление социальных гарантий работникам юридических лиц, созданных в процессе приватизации.

При этом также можно выделить тот факт, что в проекте закона «О приватизации» конкретизируются все виды государственного имущества в качестве объектов приватизации, условия и способы приватизации государственного имущества, в том числе с учетом особенностей отдельных его видов, условия принятия обязательств и наложения обременений, учитывающих экономическое, социальное назначение и постприватизационное функционирование объектов в рыночных условиях, процесс подготовки и принятия государственных программ приватизации.

При этом законопроектом устанавливается контроль за сохранностью и целевым использованием объекта государственной собственности в процессе приватизации, полным и своевременным поступлением средств от приватизации, безусловным выполнением собственниками приватизированного имущества принятых обязательств, установлен порядок осуществления этих условий.

Впервые устанавливается порядок защиты прав государства как собственника имущества и прав покупателей объектов государственной собственности. Определены переходные положения, обеспечивающие соблюдение интересов государства как собственника и продавца имущества, так и его приобретателя, а также порядок разрешения споров, возникающих в процессе приватизации, ответственность за нарушение законодательства о приватизации и другие обязательные положения. Отражены в законопроекте и особенности приватизации земельных участков, объектов социальной сферы, низколиквидных объектов.

В настоящее время в обсуждении норм законопроекта активно участвует и вносит свои предложения фракция НДПУ. Однако уже на данном этапе совершенствования проекта закона «О приватизации», по мнению членов фракции НДПУ, можно говорить о том, что он обеспечит углубление процессов приватизации, изменение ее качественных параметров и будет способствовать гармонизации законодательства в области управления государственным имуществом.

Анвар БАЙКУЛОВ,

Алишер САДЫКОВ,

депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, члены фракции НДПУ.


Мнения и предложения

Защита от автоматических сообщений

Последние новости: